ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Д.А. Данилов1, Т.А. Парникова2
1Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация da.danilov@s-vfu.ru 2Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск, Российская Федерация tatyana-parnikov@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-воспитательная среда, внеучебное время, самоактуализация, самооценка, educational environment, extracurricular time, self-actualization, self-esteem
Страницы: 350-357
Аннотация
В данной статье излагаются результаты оценки воспитательной деятельности в разработанной и построенной на Инженерном факультете Якутской государственной сельскохозяйственной академии образовательно-воспитательной среде по показателям анализа свободного времени студентов, устанавливаемых путем анкетного опроса и наблюдений. Собственный многолетний опыт работы в подготовке технических специалистов в вузе показывает, как видно из бесед с выпускниками, осознание студентами того, что для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда они должны обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и социальной активностью, коммуникативными и организаторскими способностями, стремлением к самообразованию, , приобретению новых востребованных компетенций, творческим потенциалом. В настоящее время проблема самоактуализации профессионально компетентной личности в таком важном возрастном этапе, как студенчество, недостаточно разработана, несмотря на теоретическую и прикладную значимость данного исследования. Поэтому проблема развития способностей самоактуализации студента в педагогической деятельности остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. В рамках данного исследования выявлен ряд противоречий. Анализ психолого-педагогической литературы и эмпирической практики показал, что много говорится о значении самоактуализации, однако в реальной практике самоактуализация развивается стихийно; необходимость подготовки личности, способной полноценно, инициативно реализовать себя в различных видах деятельности, недостаточно реализуется существующей ориентацией вузовской системы образования на репродуктивно-исполнительский характер подготовки будущего специалиста; проблема развития личности обозначается как значимая, но до сих пор не выявлен репертуар педагогических условий, способов, методов по стимулированию способностей самоактуализации, профессиональной компетентности.
DOI: 10.15372/PEMW20160223 |