РОЛЬ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Е.Г. Жарикова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация jarikovalena@mail.ru
Ключевые слова: отраслевое образование, кадровый потенциал, подготовка специалистов, профессиональная компетентность, коммуникативная компетенция, отраслевой образовательный кластер, industry-oriented education, human resources potential, specialists’ training, professional competence, communicative competence, industry-oriented educational cluster
Страницы: 170-179
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в системе отраслевого образования. Сегодня наиболее распространенной моделью взаимодействия предприятий отрасли и отраслевых университетов является целенаправленная подготовка специалистов для предприятий отрасли при совместной разработке специализированных учебных программ. Новые социально-экономические условия, структурныепреобразования внутрикомпании ОАО «РЖД» приводятк новым требованиям к подготовке специалистов. Отраслевое образование в сфере железнодорожной отрасли должно быть направлено на решение задач, стоящих перед всем транспортным комплексом страны, при этом необходимо учитывать такие факторы, как: 1) соответствие системы транспортного образования настоящим и долгосрочным потребностям транспортной отрасли; 2) роль транспортной отрасли в развитии отраслевого образования; 3) место отраслевого образования в системе профессионального образования в России. Стратегия развития транспортного комплекса России конкретизирует роль транспортной отрасли в отраслевом образовании.Учитывая многоаспектность отраслевого образования, автор представляет структуру отраслевого образования как динамично развивающийся многофункциональный образовательный кластер.В рамках реализации дополнительных программ подготовки специалистов по заказу отрасли в Сибирском государственном университете путей сообщения была сделана попытка соединить существующие сегодня в университете образовательные бизнес-процессы посредством обучения по специальности, организации научно-исследовательской работы студентов и параллельного обучения английскому языку с учетом академической и профессиональной мобильности. При такой организации обучения развитие коммуникативной компетенции становится эффективным средством формирования профессиональной компетентности. Таким образом, развитие отраслевого образования позволяет объединить профессиональное образования с потребностями рынка труда, а также повысить качество подготовки специалистов для отрасли и тем самым повысить конкурентоспособность выпускников транспортного вуза на рынке труда.
DOI: 10.15372/PEMW20150421 |