ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА БУДДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ В БУРЯТИИ В 1990-Е ГГ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ
В.В. Лыгденова1, О.Б. Дашинамжилов2
1Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. ак. Лаврентьева, 17, Новосибирск, Россия, 630090 victoria.lygdenova@gmail.com 2Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
Ключевые слова: образование, культура, национальная политика, традиции, социальная философия, буддийская философия, этнография, история Бурятии, education, culture, national politics, traditions, social philosophy, Buddhist philosophy, ethnography, history of Buryatia
Страницы: 193-200 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Междисциплинарное исследование посвящено основным проблемам, которые встали перед буддийской церковью в постсоветский период. Анализируются масштабные преобразования в ее структуре и деятельности, начало которым было положено в 1990-е гг. и которые продолжались в течение всего переходного периода. Это представляется наиболее важным, поскольку на основании сделанных выводов необходимо скорректировать предпринятые действия по урегулированию ключевых вопросов и попытаться определить стратегию дальнейшего развития церкви. Кроме того, делается попытка выявить основные проблемы, которые встали перед руководством Буддийской Сангхи в тот период, иоценить способы их разрешения. Особое внимание уделяется ценностным основаниям буддийской философии, которые прослеживались в стратегических действиях руководства в то время, и определяется их роль в трансформационном процессе. С философских позиций выявляются ценностные основания тибетского буддизма, которые прослеживаются в реформах образования, внешней и внутренней политике и возрождении национальной культуры. Наиболее значительными результатами преобразований стали возникновение буддийского образовательного института «Даши Чойнхорлин», усиление интереса среди населения России к буддизму, формирование позитивных отношений с местными и центральными органами власти, а также объединение буддистов Бурятии, Индии, Монголии и других стран.
DOI: 10.15372/PHE20150519 |