ФИЛОСОФИЯ И АРХИТЕКТУРА: ИСТОКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ
А.Н. Журин
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, Красный проспект, 38, Новосибирск, Россия, 630099
Ключевые слова: интердисциплинарность, философия, архитектура, ранняя эклектика, Ф. В. Шеллинг, Н. И. Надеждин, современная архитектурная школа, interdisciplinarity, philosophy, architecture, early eclectics, N. I. Nadezhdin, F. W. Schelling, modern architectural school
Страницы: 184-193 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается междисциплинарный подход на примере объединения архитектуры и философии эпох Просвещения и романтизма. Философские основания междисциплинарного подхода можно увидеть уже в античности как идеал единого знания, в Новое время - в стремлении к преодолению картезианского дуализма, противоположностей реального и идеального представителями немецкой классической и романтической философии. Для выявления интеграции философии и архитектуры является важным исследование периодов парадигмальных сдвигов в культуре, когда можно выраженно наблюдать взаимосвязь различных областей культуры, увидеть общее между категориальным аппаратом двух дисциплин. В статье рассматриваются предпосылки интердисциплинарности во второй половине XVIII и первой половине XIX вв., когда происходили стилистические изменения от барокко к классицизму и от классицизма к романтизму. Истоки интердисциплинарности в России с середины XVIII в. связаны со стремлением к развитию цельной просвещенной, всесторонне образованной гармоничной личности. Открытие Академии художеств хронологически совпало с периодом перехода от стилистики барокко к классицизму, что предполагало новый взгляд на решение вопроса органичного сочетания профессиональных дисциплин с дисциплинами общенаучного плана. Период перехода от классицизма к эклектике и историзму в первой половине XIX в. также совпал с качественно новым этапом в развитии архитектурного образования. Большое влияние на развитие отечественной эстетической мысли этого периода, на идею объединения искусства и философии оказала немецкая классическая и романтическая философия, в особенности философско-эстетические идеи Ф. В. Шеллинга. Профессор Московского университета Н. И. Надеждин творчески развил и дополнил философско-эстетические взгляды Ф. В. Шеллинга в русле объединения противоположностей классического и романтического искусства, основываясь на понимании Ф. В. Шеллингом единства противоположностей идеального и реального. Философская направленность, стремление осмыслить роль своей профессии, ответить на ведущие, принципиальные вопросы развития архитектурной теории успешно реализовались в Московском дворцовом архитектурном училище, было выявлено определенное соответствие тематики критических произведений Н. И. Надеждина в области архитектуры и тематики эссе, предлагавшихся учащимся училища. В статье рассматривается возможность использования результатов исследования в учебном процессе в современной архитектурной школе.
DOI: 10.15372/PHE20150518 |