Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.128.226.128
    [SESS_TIME] => 1732185947
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 67afebee111f4862af1da2d212fd81f9
    [UNIQUE_KEY] => a3e7407fe0042f26909e3b2fa42cf993
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 5

ЛИДЕРСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ И УРОКИ ФИЗИКИ

Т.Н. Гнитецкая, Н.Н. Ковальчук, Ю.Е. Шутко, Е.Б. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950
gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: управление обучением, ситуационная матрица, лидерство, нравственность, уроки физики, management of learning, situational matrix, leadership, morality, physics lessons
Страницы: 123-131
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена актуальному сегодня вопросу управления коллективом в классе. В процессе управления классом следует опираться на специально отобранных и подготовленных лидеров. Критерием отбора предлагается считать нравственность, измерителем которой является реакция школьников на пословицы-ситуации. Приводится разработанная авторами методика ситуационной матрицы, которая осуществлялась в процессе изучения физики учащимися 10-х классов, а также результаты ее апробации. Показано распределение нравственного фона в классе. Ситуационная матрица позволяет учителю составить представление о поведении школьников в различных ситуациях, дает возможность прогнозировать поведение учащихся в групповой деятельности, чем облегчает управление классом и способствует нахождению способов мотивирования к изучению сложного материала физики. Картина нравственных ценностей класса, обрисованная с помощью элементов ситуационной матрицы, может помочь учителю установить группу учащихся с высоким уровнем нравственности, которых можно рассматривать в качестве потенциальных лидеров. Безусловно, не все попавшие в эту группу, являются явными лидерами. Но, как показывает практика, высокие нравственные установки свойственны сильным личностям, способным попрать свои интересы в пользу чужих. Поэтому мы предположили, что дополнительное усиление учителем авторитета этих ребят в классе, который настроен на соревнование, позволит установиться нужному психологическому «климату», в рамках которого произойдет естественное распределение лидеров по командам. Установлен факт совпадения распределений по нравственности в двух 10-х классах. Зависимость между нравственностью и успеваемостью не выявлена. Поиск в нравственной и ценностной областях дополнительных ресурсов, которые можно использовать в процессе управления классом, является оправданным и результативным, они могут способствовать решению вопроса повышения эффективности обучения физике в современных условиях.

DOI: 10.15372/PHE20150512