ЛИДЕРСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ И УРОКИ ФИЗИКИ
Т.Н. Гнитецкая, Н.Н. Ковальчук, Ю.Е. Шутко, Е.Б. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950 gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: управление обучением, ситуационная матрица, лидерство, нравственность, уроки физики, management of learning, situational matrix, leadership, morality, physics lessons
Страницы: 123-131 Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья посвящена актуальному сегодня вопросу управления коллективом в классе. В процессе управления классом следует опираться на специально отобранных и подготовленных лидеров. Критерием отбора предлагается считать нравственность, измерителем которой является реакция школьников на пословицы-ситуации. Приводится разработанная авторами методика ситуационной матрицы, которая осуществлялась в процессе изучения физики учащимися 10-х классов, а также результаты ее апробации. Показано распределение нравственного фона в классе. Ситуационная матрица позволяет учителю составить представление о поведении школьников в различных ситуациях, дает возможность прогнозировать поведение учащихся в групповой деятельности, чем облегчает управление классом и способствует нахождению способов мотивирования к изучению сложного материала физики. Картина нравственных ценностей класса, обрисованная с помощью элементов ситуационной матрицы, может помочь учителю установить группу учащихся с высоким уровнем нравственности, которых можно рассматривать в качестве потенциальных лидеров. Безусловно, не все попавшие в эту группу, являются явными лидерами. Но, как показывает практика, высокие нравственные установки свойственны сильным личностям, способным попрать свои интересы в пользу чужих. Поэтому мы предположили, что дополнительное усиление учителем авторитета этих ребят в классе, который настроен на соревнование, позволит установиться нужному психологическому «климату», в рамках которого произойдет естественное распределение лидеров по командам. Установлен факт совпадения распределений по нравственности в двух 10-х классах. Зависимость между нравственностью и успеваемостью не выявлена. Поиск в нравственной и ценностной областях дополнительных ресурсов, которые можно использовать в процессе управления классом, является оправданным и результативным, они могут способствовать решению вопроса повышения эффективности обучения физике в современных условиях.
DOI: 10.15372/PHE20150512 |