ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ И ХИМИИ МЕТОДОМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ КЕЙСОВ
Е.Б. Иванова, Н.Н. Ковальчук, Ю.Е. Шутко, О.Е. Гришай
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950 ivanova.eb@dvfu.ru
Ключевые слова: образовательный процесс, модульное обучение, межпредметный кейс, разноуровневые задачи по физике, психологическое обоснование модульного обучения, educational process, modular education, inter-subject case, problems in physics of different levels of complexity, psychological substantiation of modular education
Страницы: 113-123 Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья посвящена вопросам межпредметного обучения физике и химии в общеобразовательной школе. Описан метод межпредметных кейсов, разработанный на основе модульной технологии обучения. Особенностью метода является то, что обучение физике и химии ведется в одной методической манере. Это значит, что учащимся в начале изучения каждого модуля и по физике, и по химии выдается пакет учебных материалов (межпредметный кейс), который включает в себя план-вопросник, список рекомендуемой литературы, типовую задачу, список индивидуальных задач. Кроме того, межпредметный кейс по физике включает смысловые структуры межпредметного содержания по химии и наоборот: кейсы модулей по изучению химии содержат смысловые структуры межпредметного содержания по физике. В статье дано психологическое обоснование применения метода межпредметных кейсов к процессу обучения, согласования метода межпредметных кейсов с теорией поэтапного формирования умственных действий, а также сопоставления этого метода с факторами эффективности учебного процесса. Авторами разработаны и проведены специальные контрольные работы, которые включали в себя межпредметные тесты и задачи. Результаты контрольных работ показали высокий уровень знаний межпредметных связей учащихся, которые обучались методом межпредметных кейсов. Для подтверждения корректности выставленных оценок был использован метод, предложенный в конце прошлого столетия И. А. Кулаком. Итоговые оценки учащихся, полученные за межпредметные контрольные работы, сравнивались с оценками, рассчитанными по методике И. А. Кулака. Оценки совпали в 99 случаях из 100. Таким образом, обосновано применение метода межпредметных кейсов при обучении физике и химии в общеобразовательной школе.
DOI: 10.15372/PHE20150511 |