ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
С.А. Ан1, Е.В. Ушакова2, Н.В. Наливайко3,4
1Алтайский государственный педагогический университет, ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031 2Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038 foaushakova@gmail.com 3Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090 nnalivaiko@mail.ru 4Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
Ключевые слова: мировоззрение, философское мировоззрение, картина мира, детское философствование, специфика мировоззрения в образовательных культурах Запада и России, world outlook, philosophical outlook, world picture, children’s philosophizing, specifics of the world outlook in the educational cultures of the West and Russia
Страницы: 101-112 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье исследуется проблема сущности целостных знаний и философского мировоззрения обучающихся в разные периоды их существования: от детского возраста до юности, переходящей во взрослое состояние. Рассматривается мировоззрение человека и общества на разных этапах развития. Проводятся аналогии между детским и взрослым философствованием. Отмечается важная роль философии образования в определении социокультурных аспектов формирования философского мировоззрения в условиях информационной эры XXI в. Анализ проблемы формирования философского мировоззрения с помощью педагогических средств позволил выявить специфику подходов к образованию в культурах Запада и России, в связи с чем можно сделать следующий вывод: нет необходимости (и это даже опасно) безоглядно принимать инокультурные Болонские постулаты образования, чуждые нашей культуре, российскому менталитету и реальным российским условиям жизни людей в начале XXI в. Понимание социокультурной специфики образования в современном мире, особенно в решении задачи формирования целостного мировоззрения личности, не ведет к самоизоляции образовательных культур, а напротив, может стать существенным подспорьем на пути к сотрудничеству в сфере образования при гибком взаимодействии и взаимообогащении культур России, Запада и Востока.
DOI: 10.15372/PHE20150510 |