КРОСС-КУЛЬТУРНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА КРОСС-КУЛЬТУРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.А. Костина
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 ea_kostina@mail.ru
Ключевые слова: кросс-культурный подход, кросс-культурность, поликультурное образование, кросс-культурная грамотность, cross-cultural approach, cross-culturalness, polycultural education, cross-cultural literacy
Страницы: 84-101 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В настоящее время в педагогической науке формируется новая идеология развития образования, в основе которой лежит мировой уровень культурного развития, усиливающий процессы глобализации. На основе идеи диалога культур принципиальное значение придается механизму культурного отбора - мирного заимствования передового опыта различных стран. Для реализации данной задачи необходимо философское осмысление кросс-культурности, что позволит обеспечить безболезненное вхождение данного явления в образовательный процесс высшей школы Российской Федерации. В предлагаемой статье представлен краткий обзор некоторых теорий культурного развития общества (циклизм, культурный плюрализм, гуманистические теории личности, теория локальных цивилизаций) с акцентом на диалог, переходящий сегодня в полилог культур. В конце XX столетия активно обсуждалась идея универсализации мировых культур, вытекающая из теории равенства культур народов не только в масштабе отдельно взятой страны, но и в масштабе всего человечества. Подобная мысль справедливо обеспокоила идеологов ЮНЕСКО, подчеркнувших, что процесс универсализации всех культур приведет к глобальному застою. Сегодня цель взаимодействия наций можно определить как сохранение культурного разнообразия в процессе разноплановой деятельности в рамках полилога культур с учетом принципа кросс-культурности. Под принципом кросс-культурности автор понимает осознание, принятие и учет особенностей взаимодействующих культур участниками данного процесса взаимодействия. Принципом кросс-культурности необходимо руководствоваться и в сфере глобального образования, выполняющего две основные функции: становление социального начала человека; становление социальной общности. Феномен кросс-культурности вызвал к жизни кросс-культурный подход к анализу разнообразных процессов, инициируемых и протекающих в различных социальных слоях и, в первую очередь, в сфере образования. Признаками кросс-культурного подхода в образовании являются полилог культур; моральная ценность знания; междисциплинарный подход к обучению; воспитывающее обучение культуре. Формирование кросс-культурной грамотности индивида - одна из важнейших задач поликультурного образования в современных условиях. Для решения названной задачи вузу необходимо обратить особое внимание на создание толерантной образовательной среды. Вместе с тем сохранение собственной культурной идентичности - условие поликультурности личности. К качествам целостной поликультурной личности относят гуманность, гражданственность, кросс-культурную грамотность, культуру общения и самоидентификацию личности. Становление поликультурной личности на основе кросс-культурного подхода в образовании - процесс сложный и многоступенчатый, но актуальный и необходимый в современных условиях глобализации.
DOI: 10.15372/PHE20150509 |