Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.21.21.209
    [SESS_TIME] => 1732187112
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 4193064581918e7a8bad371188ccb764
    [UNIQUE_KEY] => 842c5fb64be7e5786e2c7d0885936a3d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 5

КРОСС-КУЛЬТУРНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА КРОСС-КУЛЬТУРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Е.А. Костина
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
ea_kostina@mail.ru
Ключевые слова: кросс-культурный подход, кросс-культурность, поликультурное образование, кросс-культурная грамотность, cross-cultural approach, cross-culturalness, polycultural education, cross-cultural literacy
Страницы: 84-101
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В настоящее время в педагогической науке формируется новая идеология развития образования, в основе которой лежит мировой уровень культурного развития, усиливающий процессы глобализации. На основе идеи диалога культур принципиальное значение придается механизму культурного отбора - мирного заимствования передового опыта различных стран. Для реализации данной задачи необходимо философское осмысление кросс-культурности, что позволит обеспечить безболезненное вхождение данного явления в образовательный процесс высшей школы Российской Федерации. В предлагаемой статье представлен краткий обзор некоторых теорий культурного развития общества (циклизм, культурный плюрализм, гуманистические теории личности, теория локальных цивилизаций) с акцентом на диалог, переходящий сегодня в полилог культур. В конце XX столетия активно обсуждалась идея универсализации мировых культур, вытекающая из теории равенства культур народов не только в масштабе отдельно взятой страны, но и в масштабе всего человечества. Подобная мысль справедливо обеспокоила идеологов ЮНЕСКО, подчеркнувших, что процесс универсализации всех культур приведет к глобальному застою. Сегодня цель взаимодействия наций можно определить как сохранение культурного разнообразия в процессе разноплановой деятельности в рамках полилога культур с учетом принципа кросс-культурности. Под принципом кросс-культурности автор понимает осознание, принятие и учет особенностей взаимодействующих культур участниками данного процесса взаимодействия. Принципом кросс-культурности необходимо руководствоваться и в сфере глобального образования, выполняющего две основные функции: становление социального начала человека; становление социальной общности. Феномен кросс-культурности вызвал к жизни кросс-культурный подход к анализу разнообразных процессов, инициируемых и протекающих в различных социальных слоях и, в первую очередь, в сфере образования. Признаками кросс-культурного подхода в образовании являются полилог культур; моральная ценность знания; междисциплинарный подход к обучению; воспитывающее обучение культуре. Формирование кросс-культурной грамотности индивида - одна из важнейших задач поликультурного образования в современных условиях. Для решения названной задачи вузу необходимо обратить особое внимание на создание толерантной образовательной среды. Вместе с тем сохранение собственной культурной идентичности - условие поликультурности личности. К качествам целостной поликультурной личности относят гуманность, гражданственность, кросс-культурную грамотность, культуру общения и самоидентификацию личности. Становление поликультурной личности на основе кросс-культурного подхода в образовании - процесс сложный и многоступенчатый, но актуальный и необходимый в современных условиях глобализации.

DOI: 10.15372/PHE20150509