МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Р.Г. Буянкина1, Е.В. Замиралова2, Н.А. Князев3, М.В. Соколовская1, О.М. Попова1
1Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, ул. Партизана Железняка, 1, Красноярск, Россия, 660022 buyankinar@mail.ru 2Сибирский государственный технологический университет Минобрнауки РФ, пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049 zamiralova@mail.ru 3Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31, Красноярск, Россия , 660037 knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: качество образования, образовательная услуга, программы подготовки специалистов, показатели качества, quality of education, educational service, programs of specialist training, quality indicators
Страницы: 65-73 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Опыт теоретического осмысления проблем подготовки высококвалифицированных кадров в вузах страны заставляет все чаще обращаться к понятию «качество образования». В определенной степени это понятие стало играть ключевую роль в решении актуальных задач отечественного образования. Цели статьи - найти эксплицированный критерий, который позволит выяснить, что считать качественным, а что количественным, а также определить грань между ними. Авторы стремились расширить связь между методологическим потенциалом понятия «качество образования» и тем, какие параметры образовательного процесса нуждаются, в первую очередь, в строгом и конкретном измерении и его переводе в оценочные баллы. В качестве критерия, позволяющего оценить качество образования, нами были выбраны программы подготовки специалистов, в которых закладывается «фундамент» образовательной услуги. Проведя анализ внешних и внутренних моделей оценки качества программ подготовки специалистов, авторы разработали персонифицированную модель оценки, используя в качестве основы ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». Для образовательного комплекса как одного из видов образовательной организации, применение данного стандарта возможно, так как он оказывает комплекс образовательных услуг, которые реализуются в рамках программ подготовки специалистов, регламентированных федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии со структурой стандарта и ряда нормативных документов было построено дерево показателей качества, которое позволило увидеть взаимосвязи всех его элементов и легло в основу модели определения качества программ подготовки специалистов. Перевод качественной оценки соответствующих критериев модели в количественную составляющую был достигнут авторами в процессе использования методики оценки «Определение уровня качества программ подготовки специалистов». Таким образом, показатели качества полученной модели выступают в качестве объектов для измерения. Применение данного инновационного инструментария, предполагающего использование модели «Дерево качества программ подготовки специалистов», даст возможность анализировать, выявлять слабые места и принимать своевременные и грамотные управленческие решения.
DOI: 10.15372/PHE20150507 |