ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Т.Н. Гнитецкая, Ю.Е. Шутко, Е.Б. Иванова, Н.Н. Ковальчук
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950 gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: естественнонаучная картина мира, иерархические связи, предметные связи, процесс обучения физике, natural-scientific picture of the world, hierarchical relations, inter-disciplinary links, process of teaching physics
Страницы: 49-58 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье обсуждается роль и место связей в естественнонаучной картине мира. Установлено, что векторы иерархий предметных связей в структуре картины мира и в содержании учебного материала, обеспечивающего формирование картины мира у студентов, имеют противоположные направления. Внутренние и внешние связи не только обеспечивают связность учебной информации различных дисциплин естественнонаучного, математического и социально-экономического циклов, но и способствуют выработке целостных представлений о научной картине мира. Задача определения места отдельных предметов в системе обучения, выяснение логических связей между фундаментальными и специальными дисциплинами, координация и преемственность в изложении учебного материала, его методологический анализ имеют первостепенное значение для эффективной реализации внутри- и межпредметных связей,. вклад которых в процесс формирования научного мировоззрения трудно переоценить. Разработка механизма использования в учебном процессе системы внутри- и межпредметных связей, имеющих иерархическую структуру, не только является задачей практикующих педагогов, но и имеет важнейшее методологическое значение. Выявлена важность предметных связей в формировании целостных представлений о научной картине мира, моделирование которых становится научным, если имеет количественное описание. Анализ содержания физического образования, форм, методов и дидактических процессов, проведенный на основе изучения внутри- и межпредметных связей, не может быть полным, если он не дополнен количественными расчетами. Ведь именно такой анализ позволит начать научно обоснованное построение целостной технологии обучения. Отметим также, что отсутствие количественной теории внутри- и межпредметных связей является наиболее слабым звеном научного обоснования образовательного процесса и ставит под сомнение возможность такого обоснования. Поэтому задача построения теории внутри- и межпредметных связей становится основной среди задач, предшествующих проектированию процесса обучения.
DOI: 10.15372/PHE20150505 |