РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
В.С. Диев1,2
1Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090 diev@smile.nsu.ru 2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
Ключевые слова: управление, общество, образование, культура, принятие решений, высшая школа, management, society, education, culture, decision making, higher education institutions
Страницы: 33-39 Подраздел: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Глобализация существенно повлияла на модель управления российской высшей школой, причем это касается не только тех вузов, которые участвуют в программе попадания в ТОП-100. В качестве образца управления высшей школой сегодня используется модель управления крупной корпорацией. Во многом это оправданно, поскольку такой подход доказал свою эффективность в глобальной экономике, однако его реализация вызывает ряд противоречивых тенденций. Позитивной тенденцией автор считает постепенный уход от выборов ректоров. К негативным тенденциям он относит усиление контроля над вузами со стороны Министерства образования и науки, а также существенное снижение роли ученого совета вуза и утрату факультетской автономии. Образование и наука, по своей сути, имеют интернациональный характер, но в каждой стране присутствует и национальная специфика. При анализе проблем управления автор исходит из того, что оно «погружено» в культуру и историю своей страны. По его мнению, образование в целом, и прежде всего высшее, может стать одним из факторов консолидации и развития российского общества, выступить в качестве универсальной ценности и ориентира для развития страны. Образование - это один из краеугольных камней в фундаменте общества, его можно представить как «общественную машину», через которую проходит все население страны в течение как минимум десятилетия. И то, какие установки, программы, компетенции и квалификации освоены людьми в это время, во многом определяет судьбу общества и государства. В статье обосновывается тезис о том, что для более эффективного управления сферой образования необходимо вернуться к российской и советской практике и воссоздать Министерство просвещения, которое занималось бы вопросами среднего образования.
DOI: 10.15372/PHE20150503 |