Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.128.200.165
    [SESS_TIME] => 1732186969
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d88fb10298ba741a577bcd57f1f22d1f
    [UNIQUE_KEY] => b02c65cd7e98ea9141f671c7b4642bd1
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 5

НОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

В.И. Разумов1, В.П. Сизиков2
1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, пр. Мира, 55-А, Омск, Россия, 644077
razumovvi@omsu.ru
2Омский государственный университет путей сообщения, пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046
v_p_sizikov@mail.ru
Ключевые слова: Инсейфинг, интеллектоемкость, интеллектуальные технологии, категориальные схемы, кризис, линеаризация, наука и образование, новая эпоха, обучение, синтетическая картина мира, теория динамических информационных систем, Insafing, intellectual content, intellectual technologies, categorical schemes, crisis, linearization, science and education, new age, training, synthetic world view, theory of dynamic information systems
Страницы: 11-25
Подраздел: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье ставится проблема места и роли науки и образования в мировом системном кризисе, обусловленном переходом человечества в новую эпоху; необходимости смены стратегии развития цивилизации с экстенсивной на интенсивную, для чего требуются радикальные усовершенствования интеллекта. Сложившийся еще в эпоху античности тип интеллектуальности сосредоточил в себе установки на линеаризацию мышления, письмо, речь; преобладание анализа над синтезом; вещественно-энергетическую парадигму в формировании картины мира; рассогласование смыслосодержательных и формально-математических приемов организации знаний и опережающее развитие автоматизации вычислений в сравнении с автоматизацией рассуждений. XXI в. характеризуется стагнацией науки и образования, в которых в первую очередь должна разворачиваться инновационная деятельность. Снижение креативности, углубляющаяся бюрократизация в науке и образовании свидетельствуют о том, что их институты утрачивают роль субъектов, генерирующих гуманитарные и социальные технологии, а они должны проявить себя первоначально в самих науке и образовании. В качестве средства для выхода из обозначенного комплекса затруднений предлагается обращение к теме разработки новых интеллектуальных технологий. Приводятся опыты их создания на базах категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем. Новые интеллектуальные технологии определяются визуализируемыми способами построения категориальных схем. Описаны четыре типа операций для работы над категориально-системной методолигией: 1) категоризация предметной области; 2) формирование из категорий ориентированного графа класса динамических информационных систем; 3) задание на динамические информационные системы процесса информационного функционирования; 4) построение имитационной модели. Рассмотрена возможность реализации новых интеллектуальных технологий уже на уровне категоризации и построения орграфа (операции 1, 2). В примере показано, как можно получить значительные эвристические эффекты при работе над выделением ключевых слов относительно имеющегося материала. Следующий уровень развития новых интеллектуальных технологий - переход к коммуникациям. На базе теории динамических информационных систем разработана организационно-деловая игра «Инсейфинг», в которой предусмотрено сочетание фундаментальной теоретической базы и возможности организовать интеллектуально емкую коммуникацию по разработке любой научной, учебной темы, проекта. Описаны методика проведения Инсейфинга, а также возможности его использования в аспектах исследования, обучения и проектирования. Сделан вывод о перспективности работы над созданием и внедрением новых интеллектуальных технологий с установкой на становление синтетической картины мира, в основу которой заложены объединение философии, физики и математики. Это обеспечит благоприятные перспективы для перехода человечества в новую эпоху.

DOI: 10.15372/PHE20150501