РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Волынкина, П.Б. Лисов
«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А» Volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: системно-прогностическое мышление, творчество, военный специалист, иноязычное образование, противоречие, работа над проблемой, time-prospective thinking, creativity, military specialist, foreign language training, contradiction, problem solving
Страницы: 144-152 Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
В статье дается научное обоснование и раскрытие процессуальной сущности развития системно-прогностического мышления военных специалистов в процессе иноязычного образования. Под системно-прогностическим мышлением авторы понимают такой тип мышления, который интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности и основывается на синтезе всех элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы и прогнозировании последствий ее решения в будущем, обеспечивая инновационность и прорыв к новым возможностям. Раскрывая основные черты системно-прогностического мышления, авторы приходят к выводу о том, что работа над проблемой, связанной с военно-профессиональной деятельностью, наиболее эффективно развивает системно-прогностическое мышление слушателей магистратуры военного вуза, а именно умение подходить к любому объекту как к сложной системе, содержащей множество взаимосвязанных между собой и другими системами элементов, видеть процесс развития и местонахождение каждого объекта во времени (прошлое - настоящее - будущее) и в пространстве (наличие в системе подсистем и надсистем). Умение мыслить системно-прогностически развивается путем анализа свойств систем и системных связей. При этом особое внимание уделяется не только формированию, но и закреплению навыков творческого мышления. На основе концептуальных идей теории решения изобретательских задач разработана технология работы над проблемой в процессе иноязычного образования и представлен комплекс эффективных методов развития системно-прогностического мышления военного специалиста в рамках дополнительного профессионального образования.
DOI: 10.15372/PEMW20150317 |