ГУМАНИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, д. 181 rtamara@ngs.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, рационализм, педагогическое пространство, отчуждение, humanism, education humanization, rationalism, pedagogical space, alienation
Страницы: 63-70 Подраздел: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Целью статьи является анализ проблемы образования как фактора гуманизации общества, дается критерий гуманизма и гуманизации общественного развития. Для данной цели необходимо рассмотреть гуманизм как самоценность человеческой личности, что и является ценностным ядром русской культурной традиции. Русская философская мысль глубоко гуманистична, так как в центре ее - человек, его счастье, смысл его жизни и бытия. Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Карелин - русские философы критиковали гуманизм за то, что он является фундаментом европейской цивилизации. Однако стоит заметить, что русская философская мысль отрицала светский характер европейского гуманизма, его европоцентризма и антропоцентризм, т. к. это противоречило самой сути христиански ориентированной русской философской мысли. И все же гуманизм в самом широком смысле - это провозглашение самоценности человеческой личности, что составляет ценностное ядро русской культурной традиции. В современном педагогическом пространстве исследователи отмечают признаки глобального кризиса, и поэтому необходимо обратиться к поискам общества с гуманистической ориентацией. Поиски приведут к системе образования, поскольку две составляющие «гуманистической триады» - наука и искусство - оказались в положении, когда само их существование стало проблематичным. Система образования достаточно долго была неизменной и в основном отвечала на вызовы общества. Однако последние реформы показывают все большую тщетность попыток изменить систему образования в рамках либерально-рационалистической традиции. В статье описаны основные тенденции в образовании, развитие которого может оказаться действенным инструментом гуманизации российского общества.
DOI: 10.15372/PEMW20150308 |