ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.И. Лаптева
Сибирский институт управления - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6 lapteva_r@rambler.ru
Ключевые слова: система непрерывного образования, тенденции непрерывного образования, преемственность, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, lifelong learning system, tendencies in lifelong learning system, continuity, additional professional education, further training
Страницы: 39-47 Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Тенденции развития современного общества - глобализация, интеграция, интернационализация, демографическая нестабильность - требуют от человека, живущего в быстро меняющемся мире, умения самостоятельно находить и принимать решения, брать ответственность за свои поступки, обладать необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности для повышения своей конкурентоспособности. Потребность в развитии непрерывного образования зафиксирована в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах отмечается необходимость создания условий «для обеспечения участия в непрерывном образовании».Образование является одной из социальных подструктур общества, и поэтому рассматривается как социальный институт. Содержание непрерывного образования - индикатор состояния общества, перехода от одной его стадии к другой. Развитие и функционирование непрерывного образования обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными и другими факторами и условиями существования общества. Образование традиционно определяется как создание человека по образцу и подобию. Истоки понятия «образование» находятся в раннем Средневековье, они связаны с понятием «образ». Начиная с эпохи Возрождения, когда человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития. Образование объединяет обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию ценностей общества (нормы, правила, традиции, заповеди), разделяемых всеми его членами. Связь обучения и воспитания нерасторжима. «И воспитание, и образование неразделимы, - подчеркивал Л. Н. Толстой, - нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [1, с. 109]. Образование (будучи, в сущности, управляемым самообразованием, иначе говоря, построением образа «Я») может рассматриваться в следующих взаимосвязанных планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат такого процесса (если речь идет об образовании конкретного человека - его образованности).
DOI: 10.15372/PEMW20150306 |