КРИЗИС СОЗНАНИЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Д. Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660049, г. Красноярск, ул.К. Маркса, 124-401 rasskazov.ld@gmail.com
Ключевые слова: кризис, мировоззрение, обучение, crisis, worldview, training
Страницы: 7-13 Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируетсясознание и деятельностькак общественные явленияглобализации. Проблема исследования -пределы и тупики в системе образования и мировоззрении общества, которые рассматриваются одновременно как возможности для дальнейшего развития человечества в эпоху глобализации. Методологический базис исследования составляет диалектический подход, рассматривающий сознание-деятельность в контексте общественных явлений как постоянно развивающийся, сложный, совершенствующийся процесс, где образование играет роль адаптационного механизма человека в системе социально-культурных ценностей, отвечающего на вызовы времени в кризисный период. Кризис сознания-деятельности - это разрывсвязей между элементами культурно-исторического комплекса и комплексом сознания-деятельности, которыйнарождается, создавая предпосылки для нового качественного системного состояния общества и образования. Научно обоснована ведущая роль сознания-деятельности в истории человечества в стабилизационные и кризисные периоды. Доказано, что через познание законов и природы сознания-деятельности в условиях глобализации возможен переход к нормальному состоянию общества, где образование,передавая культурные ценности, является институтом, формирующим активную личность человека, решающего задачи современности, обладая общекультурными и профессиональными компетенциями. В результате проведенного исследования представленкризисный подход, в котором обучение и воспитание студентов высших учебных заведений предлагается осуществлять в контексте повышения кризисной компетентности профессорско-преподавательского состава и студентов в образовательной культурно-коммуникативной и деловой среде. Критерием оценки эффективности кризисной компетентности выступает кризисное мышление студентов и преподавателей, которое позволяет воспринимать внешний мир под благоприятным углом зрения и выполнять рефлексию актов мышления в переходный период в контексте доминирующего мировоззрения общества.
DOI: 10.15372/PEMW20150302 |