Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.88.241
    [SESS_TIME] => 1734847128
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d5cba65c6cafe59d2bba833f58131e94
    [UNIQUE_KEY] => 7bdcca874ee54ba9e1c139c70fd74351
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 4

Реформируемые наука и образование в России: особенности и пределы применимости форсайта

В.В. Петров1,2, Е.В. Покасова1
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск,630090, Россия
Ключевые слова: общество знания, наука, образование, форсайт, дорожная карта, управление, принятие решений, образовательная политика, knowledge society, science, education, foresight, roadmaps, management, decision-making, educational policy
Страницы: 35-45
Подраздел: УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Образование представляет собой развивающийся институт, находящийся в процессе изменений и реформирования, что напрямую отражает тенденции развития современного общества в целом. Стратегия развития и реформирования российского образования находит свое отражение в Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г., где определены стратегические цели образования во взаимосвязи с проблемами развития российского общества, но сценарий развития отечественного образования в XXI в. не обозначен. Для адекватного ответа на вызов доктрина образования должна учитывать и сохранять баланс между традициями развития национального образования и мировыми тенденциями, а также содержать прогнозный сценарий роли образования. Создание подобного сценария возможно с помощью методологии форсайта, которая уже начинает применяться при определении приоритетных направлений научных исследований, но с учетом российской специфики взаимодействия науки и образования. В последнее время форсайт набирает популярность как метатехнология прогнозирования будущего в перспективе 20-30 лет и более. К недостаткам уже существующих проектов форсайта следует отнести то, что прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов, тогда как форсайт всегда подразумевает участие большого количества экспертов из всех сфер деятельности, связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, и обсуждение широким кругом заинтересованных лиц. Главное отличие форсайта от традиционных прогнозов - нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров в рамках уже существующих проектов не достаточна очевидна. Форсайт не исключает наличия нескольких сценариев развития будущего и признания возможности реализации одного из предполагаемых в полной мере или частично. Какой именно из этих вариантов будет реализован, зависит от тенденций, предпочтение которым отдается в настоящий момент, и решений, которые принимаются сегодня.

DOI: 10.15372/PHE20150404