Геронтообразование: социальная эффективность и личностная значимость
Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Россия,119991 sokhran@gmail.com
Ключевые слова: старение, образование пожилых людей, межпоколенная солидарность, социальная эффективность, личностный потенциал
Страницы: 161-174 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируется геронтообразование как активно развивающаяся сфера образовательной практики, имеющая большое значение для современного общества. Проблема образования пожилых людей приобретает особую актуальность в контексте глобальной тенденции старения населения. Геронтообразование рассматривается как один из путей решения новых социальных, экономических и культурных проблем, связанных со старением населения. Исследуется роль образования пожилых людей в повышении качества жизни индивидов и обеспечении устойчивого развития общества в целом. Образование для «третьего возраста» рассматривается с точки зрения его социальной эффективности и личностной значимости. Показывается его значимость для предупреждения деградации когнитивных навыков и способностей людей старшего возраста, поддержания или увеличения их производственного потенциала, формирования активной социальной позиции пожилых, овладения ими важными социальными компетенциями, снижения рисков социальной изоляции. В статье исследуется значимость геронтообразования для формирования у пожилых людей адекватного понимания смысла и ценности старости как феномена человеческого бытия. Рассматривается концепция старости как естественной стадии жизненного цикла человека, имеющей большое значение для понимания жизни в ее полноте и целостности. Старость - социальный конструкт, поэтому одна из главных задач геронтообразования - помочь пожилым людям осознать положительный смысл старости, отыскать новые пути самореализации, чтобы быть полезными обществу. Образование в этом экзистенциальном аспекте рассматривается как путь преодоления геронтофобии и раскрытия перед человеком новых возможностей и целей в жизни. В последней части статьи акцентируется значение геронтообразования для развития межпоколенного культурного диалога. В заключение делается вывод о том, что социальная эффективность и личностная значимость геронтообразования обусловлены его ролью в процессе решения социальных проблем, связанных с демографическим сдвигом, и удовлетворения потребности пожилых людей в сохранении и развитии продуктивного и творческого потенциалов.
DOI: 10.15372/PHE20150319 |