Личность в виртуальном образовательном пространстве
И.Г. Борисенко1, С.В. Камашев2, Т.С. Косенко2, Е.В. Ушакова3
1Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041 i.g.borisenko@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 kvs200@ngs.ru 3Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038 foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, сложноэволюционная открытая система, личность, виртуальное образовательное пространство
Страницы: 153-161 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Глобализация - это процесс, разворачивание которого происходит буквально на наших глазах, поэтому форма осмысления его должна быть наиболее адекватной и эффективной. Разноплановые по характеру исследования и стилю изложения работы современных исследователей часто объединены общей идеей: глобализация рассматривается как сложноэволюционирующая открытая система, вызывающая множество проблем в мире, от выявления и глубины анализа которых зависит их решение, а значит, и перспективы развития современной цивилизации, в том числе и образования. Конечной целью образовательного процесса в любом случае является личность. Образование как инновационный процесс направлено в будущее и соответственно постепенно приобретает формы опережающего знания, то есть все образовательные технологии будут направлены не на консервацию сложившейся системы ценностей, а на потенциальную востребованность новой информации в будущем. Подобная футуристическая направленность современного глобального образования наряду с положительными инновационными достоинствами может создавать дополнительные сложности в аксиологическом плане. Возможности виртуального образовательного пространства в деле обучения нельзя считать безграничными, что обусловлено, с одной стороны, безличностью компьютерных программ, которые не в состоянии заменить собой в полной мере личность педагога, с другой - появлением психологической зависимости человека от компьютера, проявляющейся в том, что учащиеся начинают отказываться от «реальной» жизни, предпочитая ей виртуальную реальность. Данная проблема ассоциируется с характерными социальными психологическими проблемами и может проявляться по-разному: чрезмерное время, проводимое в сети; увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире; ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве; вялое функционирование в реальном мире и др. В связи с этим определение границ применения компьютера в образовательном процессе является на сегодняшний день более важным, чем выявление его положительных результатов.
DOI: 10.15372/PHE20150318 |