Сущность развития сознания в переходные периоды общества: социально–философский анализ кризисных явлений образования
Л.Д. Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, ул. Партизана Железняка, 1, Красноярск, Россия, 660022
Ключевые слова: ведущие силы современности, воспитание, идеология, кризис, кризисное сознание, образование, переходный период общества, сознание, социально-философский анализ, сущность
Страницы: 115-121 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация
Познание сущности сознания и открытие закона, которому оно подчиняется, являются одними из самых сложных задач философии и социально-гуманитарных наук. Отсюда цель статьи - проанализировать сущность и явления кризиса сознания и образования как взаимосвязанных процессов, формирующих основные противоречия современности. Сегодня в условиях глобализации все чаще говорят о том, что сознание формируется либо правящими социальными группами общества, либо это продукт всей общественной истории. В первом случае сознание - это итог идеологиического воздействия определенного класса, во втором - сознание тесно связано с практикой, от нее зависит и ею определяется. В статье предпринята попытка исследовать сущность сознания и способы его проявления в переходные периоды общества, а также предлагаются методы анализа сознания в условиях кризиса системы образования. Образование в статье рассматривается как ведущая сила современности, которая сегодня нуждается в радикальных качественных изменениях, отвечающих реалиям настоящего. Переходный период обозначил два глобальных противоречия между системой образования общества как культурным социальным институтом и ожиданиями общества от образования. Отставание духовной сферы социума, к которой относится непосредственно образование, от стремительных изменений в экономике ставит вопрос о месте и роли воспитания в учебном заведении. Кризисные явления образования - это не только нечто негативное, разрушительное, но и перспективное, инновационное. С одной стороны, обучение и воспитание корнями уходят в глубины национальной идентичности, с другой - формируют личность учащегося через духовное и рукотворное «делание». В современных условиях требуется сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения, воспитания и администрирования, где дидактические и эвристические компоненты уравновешиваются в своих потенциях, но и обнаруживают при взаимодействии колоссальные резервы психосоматического и духовно-нравственного начала в человеке. Стремительный темп жизни и консерватизм сознания - это проблемные компоненты, противоречия между которыми требуют разрешения в контексте образовательных и общественных процессов в условиях кризиса. Сегодня учебное заведение наряду с семьей является опорным социальным институтом, в котором формируется здоровый, активный индивид и культурная, нравственная личность общества. Учащийся и учащий сегодня - это две ведущие силы самого образования, взаимодействие между которыми должно быть осмыслено обществом, переживающим кризис. В статье автор поднимает вопрос и о труде как способе добывания знания и преобразования мира внутри себя и вокруг себя.
DOI: 10.15372/PHE20150314 |