Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения в педагогическом вузе
Р.Б. Дондокова
Бурятский государственный университет, ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000 dondokova64@mail.ru
Ключевые слова: творческий потенциал, гуманистическая парадигма, профессиональная подготовка студентов, креативность, структура креативности
Страницы: 99-107 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Аннотация
В статье отражены идеи развития творческого потенциала студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки. Творчество в психолого-педагогическом смысле представляется как развитие высших потенциальных возможностей учителя, педагогических ценностей в профессиональной деятельности. Представлен обзор мнений студентов I и II курсов о развитии их творческого потенциала в циклах учебных дисциплин. Анализ результатов показал, что необходимо проводить данную работу с будущими студентами. В процессе развития творческого потенциала студентов нами выделены следующие этапы: мотивационно-ценностный (овладение студентами ценностями педагогического труда, их ориентация на творчество и саморазвитие); творческий (включение в самостоятельное решение творческих педагогических задач в процессе обучения, связанных с различными формами и видами реальной профессиональной деятельности, участие в выездных семинарах, творческих конкурсах и олимпиадах); рефлексивный (анализ собственной деятельности; формирование самооценки и готовности к творчеству в разнообразных видах педагогического труда). Рассмотрены аспекты развития творческого потенциала студентов и выделены педагогические условия его формирования: 1) создание креативной среды, в которой образовательная микросреда оказывает формирующее воздействие на субъекта деятельности, только если она обладает помимо предметно-информационного содержания образцами креативного поведения; 2) побуждение к рефлексивной деятельности. Рефлексия понимается как процедура, включающая анализ мышления или деятельности, критическое отношение к ним и поиск нового, что предоставляет человеку возможность самостоятельно принимать решения; 3) диалогизация образовательного процесса. Важность данного условия заключается в том, что личность - это проявление человека в диалоге, поэтому диалогичность субъектов образовательного процесса вуза определяет качество педагогической деятельности и продуктивность процесса формирования профессиональной компетентности учителя.
DOI: 10.15372/PHE20150312 |