Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях
О.О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 andronnikova_69@mail.ru; andronnikovaO@gmail.com
Ключевые слова: геополитика, глобализация, безопасность образовательной среды, виктимность
Страницы: 14-22 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам безопасности образовательного пространства в современных геополитических условиях. Цель статьи заключается в анализе современного состояния развития взаимодействия геополитики и глобалистики и его влияния на систему образования в России. В статье представлен анализ основных изменений, связанных с трансформацией современного общества, выявлены виктимные влияния процессов глобализации на население и социальные институты России. Раскрыта специфика психологического подхода к изучению вопросов влияния геополитики на мировое сообщество. Представлен подход, рассматривающий влияние мировых процессов через триаду «глобализация - гегемонизм - геополитика». Охарактеризованы экспансия зарубежных норм и ценностей, их влияние на специфику происходящих социальных процессов. Рассмотрены возникающие в результате происходящих изменений угрозы безопасности образовательного пространства как одного из важных социальных институтов. Отмечены качественные изменения в системе российского образования, приводящие к необходимости модернизации системы; риски и угрозы, связанные с геополитическими процессами, приводящими к нарушению безопасности образовательной среды. Охарактеризованы уровни безопасности, выделены критерии для оценки безопасности образовательной среды. При этом отмечено, что безопасность образовательного пространства должна оцениваться с точки зрения модели образования, системы, способной гарантировать качественное обучение, определяющей вектор виктимного или невиктимного развития ребенка. Даны анализ психологической безопасности образовательной среды, ее характеристика, определены факторы становления и нарушения. Состояние образовательной среды, в котором нет психологического насилия во взаимодействии, удовлетворяются основные потребности в личностно-доверительном общении, сохраняется психическое здоровье всех включенных в нее участников, понимается нами как психологическая безопасность. Выделены компоненты, находящиеся в сложной иерархической взаимосвязи и обеспечивающие эффективное функционирование безопасного образовательного пространства, а также специфику формирования культуры безопасности. Обозначены специфические особенности и потребности современного сообщества, определяющие модель развития российского образования с учетом обеспечения безопасности.
DOI: 10.15372/PHE20150302 |