ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Б.В. Федотов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия fedotovboris@gmail.com
Ключевые слова: образовательные технологии и среда, девиантное и аддиктивное поведение, социальные ценности, нормы, социальная безопасность
Страницы: 203-211 Подраздел: РАЗДЕЛ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Публикация посвящена различным формам девиантного поведения среди студентов вузов. Делается экскурс в историю вопроса. Показано, что отклонение от норм имело место во всех обществах и во все исторические эпохи, а изменение форм девиантного поведения происходило вследствие преобразований внутри социальных систем и социальных отношений. Данные обстоятельства невольно способствовали формированию новых взглядов и ценностных ориентаций всех социальных групп населения, в том числе и среди молодого поколения. На основе учета факторов общественного развития обосновывается появление новых социальных ценностей и норм. Анализируются причины отклоняющегося поведения в студенческой среде современного российского общества, его динамика. Проявления девиантного поведения рассматриваются во взаимосвязи с удовлетворением материальных и духовных потребностей, а их оценка должна осуществляться на основе критериев морали и права. Особая роль в контексте рассматриваемой проблемы, по мнению автора, принадлежит образовательной среде, которая всем своим укладом должна оказывать превентивное воздействие относительно конфликтных ситуаций. Следует учитывать многоаспектный характер девиантности среди всех социальных слоев общества. Однако, выделяя студентов вузов в отдельную социальную группу, нельзя не заметить прямой связи между девиантным поведением и успеваемостью студента. Вот почему в статье делается акцент на мотивацию учебной деятельности. Социальная безопасность личности рассматривается исходя из угроз со стороны имеющихся общественных отклонений и той роли, которую она приобретает как способ защиты от девиаций. Приводятся результаты исследования по данной теме, обосновываются пути профилактики девиантного поведения в студенческой среде на макро- и микроуровне.
|