РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В.И. Кудашов1, О.В. Новосёлова2
1Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия vkudashov@mail.ru 2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия novoselova@uralbrand.ru
Ключевые слова: российские высшие учебные заведения, международная интеграция вузов, мировые университетские рейтинги, академическая мобильность, продвижение национального образования
Страницы: 178-192 Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация
Структурные сдвиги в мобильности являются показателем интеграционных процессов и свидетельствуют о все более развивающемся соперничестве разных стран за студентов на международном рынке образования. По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году число студентов, обучающихся за рубежом, может достигнуть 7 миллионов человек. В ряде стран доходы от экспорта образования настолько велики, что являются, по сути, бюджетообразующими. Однако сектор образовательного экспорта в России не назовешь сверхдоходным. В статье рассматривается место российских университетов в международном образовательном пространстве и анализируется сложившаяся ситуация в российских вузах, которая замедляет процесс интернационализации. На сегодняшний день, если не включать в число «стопроцентных» иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается около 2,5 %. Мировые университетские рейтинги стали неотъемлемой частью глобальной системы высшего образования. Высокое место вуза в глобальном рейтинге - это вклад и в формирование соответствующего имиджа страны, и в улучшение ее позиций по ряду других важных показателей. Закрепленная президентским указом задача вхождения к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню исследовательских университетов (в соответствии с основными мировыми рейтингами) многим как российским, так и международным экспертам представляется более чем амбициозной. При создании соответствующей инфраструктуры, которая будет отвечать мировым стандартам, вузы сталкиваются с рядом проблем, которые являются тормозом в их международной интеграции. Изучая общую ситуацию модернизации высшей школы России, исследователи выделяют такие проблемы, как меньшее финансирование по сравнению с ведущими вузами других стран, наличие языкового барьера и медленное изменение академической культуры российских вузов. Университетскому сообществу предстоит существенная трансформация, которая может занять больше времени, чем запланировано. Образовательное сообщество и государство не имеют четких ориентиров и стратегий популяризации российского образования за границей, слаба система продвижения образовательных программ и поддержки обучающихся в России иностранных студентов.
|