ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СДВИГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
С.А. Ганина
НОУ ВПО «Российский новый университет», Москва, Россия svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: образовательная парадигма, ценности образования, феномен детства, самоценность детства, гуманизация пространства детства, авторитарная педагогика, стереотипы образования
Страницы: 167-178 Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация
В статье на основе анализа классических и современных публикаций рассматривается проблема парадигмального сдвига в отечественной педагогике, в частности переход от классической («знаниевой») к компетентностной парадигме. Компетентностная парадигма, лежащая в основе современных модернизационных процессов в сфере образования, оценивается как противоречащая ценностям и перспективам развития как отдельного человека, так и культуры в целом. В результате анализа вводится понятие «феномена детства» как способа оценки образовательных парадигм и ценностей современного образования. Вся система образования, особенно дошкольного и среднего, связана с детьми. Положение детей в современном мире оценивается как критическое с точки зрения понимания и оценки детства взрослыми, а также проблем взаимоотношений взрослых и детей. Делается вывод о необходимости понимания феномена детства как фундамента всей образовательной системы России, особенно вследствие доминирования традиционных педагогических стереотипов и подходов авторитарной педагогики. Соответственно, без парадигмальных сдвигов в сознании взрослых (педагогического сообщества в частности) по отношению к детям все модернизационные процессы в образовании и обществе в целом обречены на неудачу. Особое значение для формирования новых парадигм сознания современных поколений педагогов, с точки зрения автора, имеет социально-философское изучение феномена детства на основе междисциплинарного подхода, который позволяет синтезировать знания философии и педагогики, а также других смежных дисциплин для формирования нового понимания феномена детства, соответствующего новому пониманию его ценностей и смыслов для современного общества.
|