СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ГЕРМАНИЯ
О.В. Глинкина
Российский новый университет, Москва, Россия ovmail@bk.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, европейская образовательная система, университеты, высшая школа, реформирование, системы высшего образования, негосударственные вузы
Страницы: 159-167 Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ системы высшего образования в западных странах: Великобритании и Германии. Выделяется общее и особенное в реализации моделей, роль государства в формировании и развитии образовательного пространства высшей школы, возможности получения профессионального образования любыми категориями граждан. Негосударственный сектор высшего профессионального образования сегодня обладает одной из ключевых особенностей - это высокая жизнеустойчивость в сложных условиях рыночной экономики и жесткого контроля со стороны государства. Конкурентоспособность негосударственного вуза зависит в первую очередь от его статуса высшего учебного заведения как такового. Одной из сильных сторон любого негосударственного вуза является четкая направленность на подготовку конкурентоспособных специалистов новой (рыночной) формации, что требует немало затрат. К выпускникам вузов сейчас предъявляется достаточно широкий спектр требований: владение современными знаниями в области рыночной экономики, теории и практики ведения бизнеса, способность к самообразованию и повышению своей квалификации, владение иностранными языками, а также способность к быстрой адаптации как в профессиональном плане, так и к быстро изменяющимся факторам рыночной среды. Государственные вузы ограничены в своих возможностях в этом отношении в первую очередь зачастую из-за бюрократического стиля управления, негибкости, а иногда и жесткости учебных планов, ограничения в перечне предлагаемых специальностей. Именно негосударственные вузы могут эффективно реализовать рыночные механизмы, обеспечивая жизнедеятельность внебюджетных высших учебных заведений, так как обладают широкими возможностями для вложения средств в научно-исследовательские разработки. Также негосударственные вузы активнее, чем государственные, используют рыночные рычаги, например, формируя цены на образовательные услуги, они исходят из основного принципа - платежеспособный спрос, в то время как государственные ориентированы только на покрытие издержек. Все это дает уверенность в том, что у негосударственной высшей школы достаточно реальные перспективы для функционирования и развития в системе высшего профессионального образования.
|