ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия lisovskaja@mail.ru
Ключевые слова: карьера, карьерный путь, карьерная компетентность, структура карьерной компетентности, психолого-педагогические технологии, тренинг, формирование карьерной компетентности
Страницы: 98-109 Подраздел: РАЗДЕЛ III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Обоснована актуальность проблемы формирования карьерной компетентности будущих специалистов. Описано понятие карьерной компетентности. Карьерная компетентность рассматривается в качестве элемента профессиональной компетентности, характеризующего ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающегося рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющего целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры. Определена структура карьерной компетентности, состоящая из аксиологического, мотивационно-деятельностного (самоэффективность, мотивация к карьере, умение решать карьерные проблемы), когнитивного (карьерное целеполагание и планирование), личностного (ответственность и адаптивность) и процессуального компонентов (тактика построения карьеры: фазы, этапы, периоды и темп). Представлен анализ технологий формирования карьерной компетентности в отечественной и зарубежной системах образования. Описан специализированный курс по формированию карьерной компетентности «Моя карьера». Теоретико-методологическую основу разработки специализированного курса «Моя карьера» составили компетентностный, личностно-деятельностный, аксиологический и субъект-субъектный подходы в обучении. Специализированный курс «Моя карьера» представляет собой блочно-модульную систему интерактивных занятий, проводимых в тренинговой форме посредством активного вовлечения студентов в деятельность, содействующую развитию карьерных ориентаций, самоэффективности, постановке целей, развитию мотивации к карьере, умению преодолевать карьерные препятствия, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, развитию тактического и стратегического планирования карьеры с учетом изменений ее темпа в социально-экономической среде. В основе содержания специализированного курса лежат три модуля, отвечающие этапам формирования карьерной компетентности: ориентирующий, приобщающий, закрепляющий. Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе проведения эксперимента, доказал эффективность психолого-педагогического тренинга «Моя карьера», построенного на основе интеграции мотивационно-деятельностного, когнитивного, аксиологического, личностного и процессуального компонентов формирования карьерной компетентности будущих специалистов.
|