Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.46.90
    [SESS_TIME] => 1733339945
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 98c32eec27e3c7d6e0fbe4d0d76bbcfd
    [UNIQUE_KEY] => 9b6c7932cecfaa2a80193c7e9e0d9309
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2015 год, номер 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: Россия, безопасность, национальные интересы, профессиональное образование, холистическая парадигма
Страницы: 66-76
Подраздел: РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация

В статье дано обоснование взаимозависимости национальных интересов России от качества профессионального образования ее граждан. Отмечено общее и различное между национальными интересами и национальной безопасностью. Аргументировано, что национальные интересы обеспечиваются не только развитой экономикой и военной мощью, но и качественным профессиональным образованием. Основной характеристикой качества профессионального образования автор считает единство его когнитивной и аффективной составляющих. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование рассматриваются с точки зрения холистической парадигмы, согласно которой каждая ступень образования есть вхождение человека в ближайший, отдаленный и далекий миры. Профессиональная деятельность представлена как преобразовательный фактор в едином социальном и природном мире. Раскрыто противоречие между общим и профессиональным образованием. Если общее образование ставит своей целью создать условия для наиболее полного развития человеческого потенциала, то профессиональное направлено на обеспечение условий для развития качеств личности, необходимых для квалифицированных действий в рамках той или иной профессии. Автор приводит фрагменты истории становления и развития профессионального образования в России, показывает критическое отношение к профильному образованию выдающегося российского хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Тем самым обосновано, что качественное профессиональное образование должно сочетаться с разносторонним общим. Национальные интересы России рассматриваются как единство внутренних интересов страны и ее интересов на международной арене. Обеспечить соблюдение тех и других интересов способны только разносторонне и профессионально образованные граждане. В статье поднимается проблема ограниченности экономико-центрической парадигмы развития страны и обосновывается, что ее экономическое и военное могущество способны обеспечить только высоко и разносторонне образованные и профессионально подготовленные граждане. Таковыми автор предлагает считать не только тех, кто имеет документ о высшем образовании, но и специалистов с документами о начальном и среднем образовании, способных надежно получать качественный результат своей деятельности. К ним могут быть отнесены и рабочие, и техники, и инженеры, и работники сфер обслуживания, культуры, здравоохранения, народного образования, и военные, и научные работники, и многие другие. Условия для становления таких специалистов имеются в системе как институциональных, так и неинституциональных форм образования. К институциональному образованию относится та часть образовательной системы, которая создается обществом и государством для содействия гражданам страны в их интеллектуальном, духовно-нравственном развитии и овладении той или иной профессией. Неинституциональное образование в качестве институтов не оформлено, происходит спонтанно во взаимодействии человека с другими людьми, культурой и природой, что в конечном счете не менее, чем образовательные институты, влияет на формирование профессиональных предпочтений и успешность в профессиональной деятельности. От профессиональной компетентности работников различных сфер зависит эффективность их дел, собственное процветание и экономическое благополучие страны, что в совокупности и способствует удовлетворению и защите национальных интересов. При этом в составе профессиональных качеств личности наряду с ее когнитивным компонентом неотъемлемой частью является чувство личной ответственности, нравственные качества, убежденность в полезности профессии не только для себя, но и для общества и государства. Отсутствие или недостаточность этих качеств нейтральны или даже вредны для национальных интересов страны, ибо часто приводят к катастрофам, причинами которых является «человеческий фактор».