ИДЕАЛЫ НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
М.В. Тарасова, В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия delight1@yandex.ru
Ключевые слова: образование, наука, идеал, культура, социум
Страницы: 33-45 Подраздел: РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Единогласная научная убежденность в необходимости использования качественно переосмысленного взаимодействия культуры и образования для планирования новых образовательных механизмов приводит к необходимости теоретического исследования образовательного потенциала конкретных идеалов научной подсистемы культуры. Применение идеалов научной культуры в образовании является одной из наиболее перспективных областей исследования. Социально-философский анализ образовательного потенциала конкретных идеалов научной культуры и тех предполагаемых результатов, которые может дать их корректное внедрение в образовательную практику, является необходимым этапом развития современной теории и философии образования. Цель работы состоит в раскрытии принципов взаимодействия образовательного потенциала идеалов науки и их конкретного применения в образовательной практике. Определение места идеалов научной подсистемы в целостной системе культуры и способов их трансформации в образовательные идеалы диктатного либо энтузиазного свойства позволит выстроить модель полноценной интеграции системы культуры и образования для достижения оптимального мировоззренческого и человекотворческого результата. Исследование образовательного качества образцов, созданных как в естественнонаучной, так и гуманитарной культуре, даст возможность скорректировать возможные образовательные технологии в соответствии с пониманием направляющей роли тех культурно- и социально-образовательных инициатив, которые заложены в самих культурных идеалах как катализаторах образовательного действия в системе культуры. Проведенный анализ образовательного потенциала идеала гуманитарно-научной психологической культуры показал, что использование имманентного образовательного качества данного идеала в конкретных технологиях искусственной системы образования означает не только и не столько освоение принципов психоаналитической теории в рамках профессиональной подготовки специалистов по направлению «психология», сколько создание планомерной образовательной стратегии реализации конструктивного взаимодействия трех компонентов человеческой психики в достижении цели формирования креативной личности как субъекта действия, готового к диалогу с миром.
|