О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Ч. II
Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия tam.artand@gmail.com; artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: параметры педагогического эксперимента, результативность педагогического эксперимента, субъективный фактор, педагогический риск, репрезентативность выборки
Страницы: 6-17 Подраздел: РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Автор утверждает, что возлагать основную вину за отрицательные результаты проводимой модернизации отечественного образования на Министерство образования и науки является не вполне корректным. Однако при проведении экспертиз и принятии решений не учитываются два существенных обстоятельства: неоднородность социальной и культурной среды, как внешней по отношению к институту образования, так и внутренней; отсутствие полноценной теории педагогического эксперимента. Проблема педагогического эксперимента является предметом изучения в данной работе. При исследовании этой проблемы широко использовались такие методы теоретического исследования, как анализ и синтез, классификации, методы сравнительного исследования, герменевтический метод, а также прогностический метод и метод кейс-стадис. Кроме этого, использовался метод научного наблюдения как метод сбора эмпирической информации. Основными параметрами педагогического эксперимента, от которых непосредственно зависят его ход и результаты, являются следующие факторы: научный статус педагогической науки; наличие мощного субъективного фактора; количество испытуемых, участвующих в эксперименте, и репрезентативность выборки; наличие педагогического риска в педагогическом эксперименте и невозможность широкого использования в педагогической практике полученных в эксперименте конкретных педагогических моделей; наличие компенсаторного механизма в инновационной деятельности внедрения.Таким образом, понятия «педагогический риск», «надежность эксперимента», «валидность эксперимента», «чистота эксперимента и полученных результатов», «интерпретация полученных результатов» должны стать если не основными категориями, то ключевыми понятиями теории педагогического эксперимента.
|