ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
М. Р. Мазурова
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, 630073, проспект Карла Маркса, 20
e-mail: linaba@mail.ru
Ключевые слова: этнос, экология, образование, этническая идентичность, культура
Страницы: 190–197
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты, связанные с проблематикой этноэкологического образования. Основной тезис, который формулируется автором, определяется им как противоречие между существующими парадигмальными основаниями традиционной модели образования и необходимостью формирования нового типа образовательного взаимодействия, основанного на принципах этноэкологического и профессионального образования. Автор считает, что именно это сочетание позволит различным этносам не только сохранить этническую идентичность, но и усиленно интегрироваться в современное мультикультурное пространство, детерминируемое в своем развитии тенденциями глобализации. Опираясь на философские идеи этнопедагогики, а также на современные концепты, связанные с проблематикой сохранения этнической идентичности и роли этноэкологического образования в этом процессе, автор формулирует в качестве вывода утверждение о том, что если в основе традиционной парадигмы образования в этноэкологическом варианте позиционировалось взаимодействие «свои – чужие», то сегодня необходимо актуализировать отношение «свои – другие». Важнейшую, если не определяющую роль, в этой трансформации будет играть этноэкологическое и профессиональное образование. Это позволит приостановить процесс исчезновения этнических культур, во-первых, и повысить вероятность их исторической репликации, во-вторых.
|