СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН)
А. С. Бегалинов1, Н. В. Наливайко2
1Научно-исследовательский институт философии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Алматы, Казахстан
e-mail: alibek557@yandex.ru
2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
e-mail: nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, воспитание, образование, информатизация, медиаобразовательное пространство
Страницы: 170–180
Аннотация
Цель настоящего исследования – современная образовательная политика Республики Казахстан для понимания тенденций развития системы образования в современных условиях ее реформирования. Опираясь на понятие «образовательная политика» (эпистемологический аспект), разработанное в современной социальной философии, авторы статьи стремятся показать социальные процессы, в которых осуществляется реформирование современной системы образования (онтологический аспект). Важность обозначенных в статье проблем, связанных с современными приоритетами образовательной политики Республики Казахстан, обусловлена кардинальными изменениями казахстанского общества, коренной перестройкой социальных отношений, переоценкой духовных ценностей и накоплением негативных явлений в обществе. Показано, что современная специфика процесса связана с переходом Казахстана к либеральной модели общественного устройства, к системе капиталистических, рыночных отношений, что вызвало развал отлаженной системы экономической жизни, воспитания и образования, переоценку устоявшихся ценностей. Переоценка ценностей (аксиологический аспект исследования проблемы) в сознании людей совпала с переходом от советской директивной культуры к открытой и массовой, от личностно-ориентированного образования к прагматически-компетентностному. В статье показывается также, что социальное расслоение общества сегодня дополняется и обостряется его духовным расслоением: сознание одной части общества обременено воспоминаниями о прошлом, другой – увлечено поиском духовных ориентиров будущего. Без преодоления противоречивости сознания, без утверждения в сознании людей общечеловеческих ценностей невозможно преодоление негативных явлений, успешное возрождение Казахстана в качестве геополитического субъекта. Предпринята попытка осмыслить основные приоритеты образовательной политики Республики Казахстан, реализация которых позволила буквально за два десятилетия выстроить новую образовательную систему и адаптировать ее к существенным вызовам современности. Анализируются такие приоритеты образовательной политики, как создание благоприятной социально-экономической и культурной среды как объективной основы возрождения духовных ценностей и определяющего источника дальнейшего личностного развития, совершенствование самой структуры и содержания образовательной системы, сохранение и воспроизводство национальных черт образования (воспитания), вековечных позитивных традиций и др.
|