НОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ БАЗИСА И НАДСТРОЙКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Р. Ю. Наумов1, Е. В. Ушакова2
1Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, Россия
e-mail: roma1_naum@mail.ru
2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Россия
e-mail: foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: новации философского образования, варианты субстанциального подхода к обществу, базис и надстройка, социогенотип и социофенотип, аксиологический базис общества, онтогносеологический анализ, вариативный подход, социогенотип, социофенотип, микроуровень, макроуровень, мегауровень, культурогенез.
Страницы: 129-140
Аннотация
В статье обосновывается проблема взаимодействия традиций и новаций в социально-философском знании и образовании. Ее специфика в данных областях заключается в том, что они непосредственно связаны с кардинальными социально-политическими изменениями, происходящими в обществе. В периоды коренной ломки общественных устоев, как правило, меняется идеология, отбрасываются господствовавшие социально-политические и социально-философские концепции. Отрицание старого часто оказывается простым (уничтожающим), а не диалектическим. Так было и с советской социальной философией, с философским образованием в начале 90-х годов ХХ века, когда ряд публикаций был направлен на полное отрицание потенциала социально-философского знания, наработанного большим количеством ученых в течение советского периода отечественной науки. Авторы считают, что развитие познания, как и мир в целом, подчиняется законам диалектики. Необходим переход к новым знаниям путем отрицания отрицания, с отбрасыванием устаревших догм, но с сохранением творческого «генетического ядра» знаний, созданных предшественниками. В гносеологическом, методологическом, аксиологическом и образовательном аспектах проблема может быть сформулирована следующим образом. Это раскрытие взаимосвязи традиций и новаций в научно-философских знаниях об обществе на пути их дальнейшей интеграции и развития в новых условиях XXI века, а также отражение указанной взаимосвязи и новационных знаний в профессиональном философском образовании. Раскрываются новационные аспекты диалектического анализа формационной концепции, категорий базиса и надстройки, отражающих отношения первичности – вторичности, исходного и производного, на базе синтетического дуализма, системно-философского рассмотрения социальной реальности (объективно-субъективной по сути). Это позволяет рассматривать базис общества как сущностную материально-духовную ценностную характеристику социосистемы, как социокультурный генотип, или аксиологический базис общества. При этом исчезает материально-духовная антитеза базисно-надстроечных отношений, поскольку те и другие оказываются дуальными. Тогда аксиологический базис предстает как материально-идеальный социогенотип общества, «ядро» социосистемы, а надстройка – как материально-идеальный социофенотип, «периферия» общества.
|