ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. В. Лежнева
Челябинский государственный университет, 457100, г. Троицк, Разина, д. 9
e-mail: Legneva_nv@mail.ru
Ключевые слова: инновации, подготовка к инновационной деятельности, психологическая готовность, студенты аграрного вуза
Страницы: 103-111
Аннотация
В статье обосновывается необходимость рассмотрения проблемы подготовки студентов аграрного вуза к инновационной деятельности как важного условия развития сельского хозяйства. Приводятся результаты тестирования и анкетирования студентов аграрного вуза, свидетельствующие о том, что основной трудностью инициации, или включения в инновационную деятельность, является недостаточная психологическая готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в инновационном поле. На основе структурного подхода дается авторское определение инновационной деятельности как деятельности субъекта по созданию и реализации новшеств, предпринятой с целью достижения позитивных результатов, являющейся для него мерой успеха, во взаимодействии с социально-экономическими условиями определенного периода развития общества. Анализируются условия инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Выделяются социально-психологические факторы, определяющие специфику инновационной деятельности в сельском хозяйстве: недостаточно высокий уровень образованности подавляющего количества населения; их высокая инертность; низкая мотивация достижения; противодействие введению каких-либо новшеств; практически полное отсутствие стереотипов инновационного поведения; низкая фрустрационная толерантность; высокий уровень экстернальности. Предлагается авторский вариант психологической модели личности выпускника аграрного вуза, способного осуществлять инновационную деятельность в сложных условиях сельскохозяйственного производства. Психологическая модель включает общие для всех инноваторов качества и особенные, характерные именно для инновационной деятельности в сельском хозяйстве. К общим качествам относятся: мотивация самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление, рефлексивность, осознанная саморегуляция деятельности. К особенным качествам мы относим: коммуникативную и экологическую компетенции, стремление к финансовому благополучию, высокий уровень интернальности, эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку, хорошо развитые лидерские качества.
|