АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗАХ
Ю. И. Казанцев
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет», 630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113
e-mail: gumfak2009@rambler.ru
Ключевые слова: проблемы изучения предметов гуманитарного цикла в техническом вузе, роль исторического знания в инженерном образовании, учебная дисциплина «история» и ее влияние на формирование личности современного специалиста
Страницы: 94-102
Аннотация
В статье анализируется современное состояние и проблемы преподавания дисциплин гуманитарного цикла в технических вузах. Переход на двухуровневую систему образования привел к сокращению срока обучения до четырех лет. В новых учебных программах сокращено время аудиторных занятий по гуманитарным дисциплинам, в том числе и по истории. Введение ЕГЭ побуждает выпускников школ заранее выбирать предметы в зависимости от их будущих профессиональных предпочтений. В итоге абитуриенты инженерных вузов отечественную историю знают фрагментарно и поверхностно. Предмет «История» включен в образовательные стандарты как компонент федерального уровня, поэтому студенты первого курса обязаны знать теорию и методологию исторической науки, владеть базовыми знаниями эмпирического материала, получить навыки самостоятельной исследовательской и аналитической работы, уяснить роль и место России в современном мире. Как показывает опыт постсоветского пространства, упущения в преподавании истории или преднамеренные искажения исторической реальности влекут за собой обострение обстановки внутри страны и в международных отношениях. События на Украине – яркое тому свидетельство, неоспоримо доказывающее, что «история» как учебная дисциплина форматирует историческое сознание личности, ее политические и цивилизационные предпочтения. Экономия государственных средств на преподавателях и преподавании отечественной истории неизбежно оборачивается крупными неприятностями и национальными потрясениями. Эти и другие актуальные вопросы преподавания истории в инженерных вузах поднимаются автором статьи.
|