ФЕТИШИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ КРИЗИСНОГО СОЗНАНИЯ
Л. Д. Рассказов
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660049, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 124-401
e-mail: rasskazov.ld@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, кризисное сознание, переходный период общества, профессиональное образование, фетиш, фетишизм
Страницы: 24-36
Аннотация
В статье раскрывается генезис фетишизма и подходы его преодоления в теории и практике образования как непродуктивного, но необходимого элемента. В условиях кризиса фетиши и фетишизм в образовании – это новое слово философских наук и педагогики, потому что начиная со времен Яна Амоса Коменского и его классно-урочной системы было принято считать, что образование всегда идет впереди любых общественных преобразований. Однако глобализация с ее прогрессивными тенденциями показала, что экономика по темпам развития идет впереди образования, а сознание как системообразующая составляющая всего образовательного процесса носит консервативный характер и развивается гораздо медленнее, чем среда, которую преобразует человек, обладающий сознанием. Поэтому фетишизм в статье рассматривается не как субъективный общественный механизм сопротивления изменениям, а как генетически заданный объективный компонент общества, предупреждающий об отклонениях или кризисах в развитии человечества, полагающегося на образование. Глобализация анализируется как очередной объективный процесс развития общества, а кризисное сознание как сопутствующий ему субъективный процесс переходных периодов в истории общества. В эпоху трансформации, не имея эффективного адаптационного механизма, общество выбирает такую модель, которая стремится соединить и уравновесить рудиментарные и инновационные элементы жизнедеятельности. Учитывая, что кризисные процессы затягиваются во времени и расширяются в пространстве, автор представил перспективную разработку анализа фетишей образования в контексте исследования явлений кризисного сознания. Профессиональное образование в условиях глобализации требует новых подходов, среди которых обучение и воспитание рассматриваются как два взаимодополняющих и взаимозависимых процесса, переживающих кризис вытеснения одних фетишей и кризис внедрения новых фетишей.
|