МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е. Ф. Мороз
Сибирский институт пожарной безопасности – филиал Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы министерства чрезвычайных ситуаций, 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д. 1 e-mail: moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: факторы модернизации, проектирование, система образования, национальная безопасность
Страницы: 15–23
Аннотация
Авторское исследование основных факторов модернизации российской системы образования обусловлено объективной потребностью проектирования системы образования, адекватной вызовам сегодняшнего времени в плане как реализации научно-технического прогресса, так и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автором установлено, что термин «модернизация» означает усовершенствование, изменение, позволяющие отвечать современным требованиям. Модернизация российского общества как важнейший фактор его возрождения имеет в своей основе глубокие историко-философские традиции. После включения России в европейские процессы на новом качественном уровне обострились проблемы, связанные с ее дальнейшим развитием и завоеванием своего места в современном мире. Автор считает, что выработка основ стратегии российской образовательной системы, которая бы обеспечила не только выживание, но и стабильное развитие с превращением ее в определяющий фактор возрождения страны, является одной из самых актуальных методологических задач. Практическая реализация этой цели должна стать основной задачей образовательной стратегии, поскольку лишь на общественной основе могут формироваться подлинно гуманные и демократические условия для индивидуального развития и свободного самоопределения каждого индивидуума. По мнению автора, образование представляет собой многомерный феномен. Это, во-первых, род деятельности, во-вторых – важнейший социальный институт, в-третьих – целенаправленный процесс приобретения и передачи знаний, умений, навыков и развития на их основе потребностей и способностей личности, в-четвертых – уровень умений, навыков, знаний и определенных способностей, основанных на них, в-пятых – междисциплинарная наука, формирующаяся на стыке философии, педагогики, социологии, психологии, экономики, медицины, в-шестых – социальная ценность. Наконец, образование демонстрирует все более тесную интеграцию с производством и наукой, выступая в качестве важнейшей народнохозяйственной отрасли. Объективная оценка сегодняшнего состояния отечественной образовательной системы должна предшествовать разработке образовательной стратегии. Этот вопрос вызывает диаметрально противоположные суждения. Однако без проведения объективной оценки текущего состояния дел какие-либо попытки стратегического планирования обречены на неудачу.
|