АКСИОЛОГИЗАЦИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА – ПУТЬ К НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Н. Н. Власюк
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск , Россия
e-mail: nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: образование, глобализация, ценности, общество, мировое образовательное пространство, аксиология
Страницы: 5-14
Аннотация
В процессе анализа специфики социально-философского осмысления аксиологических аспектов сферы образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию необходимо постоянно учитывать и одновременно отталкиваться от контекста всего современного социального бытия и его актуализированных особенностей. Одной из таких особенностей является то, что мировая система образования решает принципиально новую глобальную проблему, связанную с адаптацией миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного мира. Практически все исследователи выделяют тот факт, что будущее общество – это общество, где определяющим фактором развития будут информация и знания. Однако с каждым новым этапом общественного развития формирование образовательных приоритетов усложняется, а время на их реализацию сокращается, поэтому кризис мирового образования состоит в том, что оно в своих тенденциях развития не поспевает за задачами императива выживаемости человечества. Аксиологизация мирового образовательного пространства в условиях движения общества к обществу знания потребует перехода от модели «отстающего» образования, соответствующего стадии неустойчивого развития цивилизации, к системной модели опережающего образования, адекватной целям устойчивого развития и воплощающей его принципы. Исследование проводится в рамках различения двух систем теоретизирования (метафизической и диалектической), поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие фундаменталистского следования одному из этих проектов – метафизическому (западному). Знания и ценности индустриально-потребительского (западного) общества способствуют приближению глобальной антропоэкологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей и механизмов развития человечества. Автор рассматривает аксиологизацию мирового образовательного пространства как важнейшее средство адаптации и выживания человека в окружающем мире, которое может сделать наше развитие безопасным и устойчивым. Именно социально-культурный и гуманитарно-образовательный механизмы выживания должны вытеснить наиболее распространенный сейчас технократический механизм.
|