ВЛИЯНИЕ РОСТА ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Е.С. Воронкова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 diega@ngs.ru
Ключевые слова: образование, атомизация, индивидуализм, социальные связи
Страницы: 113-122 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Целью данной работы является сопоставление состояния современного образования и процессов атомизации общества вследствие роста индивидуалистических тенденций. В статье акцентируется внимание на подмене понимания индивидуализма как идеологии свободы, на восприятии индивидуализма как эгоизма. Поощрение индивидуализации со стороны государства общества приводит к ослаблению традиционных институтов и пересмотру ценностных ориентиров, что в первую очередь отражается на молодежной среде. При этом образование больше не способно выполнять функции по привитию и закреплению ценностей, необходимых для полноценного развития личности. Автор называет некоторые проблемы современного образования, такие как формализм, несоответствие заявленных целей получаемым результатам, отсутствие личностного развития. Ученики чутко реагируют на халатное и небрежное отношение к своей работе тех людей, которые должны выступать в качестве примера, обучать и воспитывать. Согласно мнению автора, образование эпохи потребления способно воспроизводить только потребителей, при этом получение образования осуществляется не для личностного роста, а для реализации материальных интересов. Само образование обесценивается, а его качество неуклонно снижается. Все большее количество выпускников работает не по специальности по ряду причин. Профессиональная ориентация в нашей стране полностью возложена на плечи общества, которое поощряет прежде всего материальную отдачу от работы, ее нынешний престиж, вследствие чего наблюдается перепроизводство специалистов в некоторых сферах (финансовой и юридической) и их нехватка в других областях. Автор указывает на то, что образование теряет также и социализирующую функцию, оставив лишь передачу необходимых навыков и знаний. В процессе образования учащиеся во многом предоставлены сами себе, не ведется никакой работы (или ведется формально) по развитию навыков работы в группе, умению жить в обществе, восстановлению в правах и продвижению семейных ценностей. Это имеет своим следствием печальную статистику разводов, снижение рождаемости, неумение работать и жить в коллективе, отчуждение молодежи посредством интернета и развивающихся средств коммуникации. Реформы образования не способны решить данные проблемы, а только усугубляют их. Для выхода из сложившегося кризиса необходимы не только взвешенная образовательная политика со стороны государства, но и перемены в обществе, направленные на преодоление эгоистических и потребительских тенденций.
|