Методологические принципы изучения культуры питания
М.В. Гавриленко
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 maria791@ngs.ru
Ключевые слова: культура питания, локальные варианты, этнографическая группа, традиционная пища, модель питания
Страницы: 247-253
Аннотация
В статье рассматриваются методологические принципы исследования культуры питания как совокупности локальных вариантов в динамике преобразований, связанных с изменениями в общественном и домашнем быте и этнокультурными взаимодействиями. Научные дискуссии, затрагивающие различные аспекты культуры питания - это результат все более возрастающего общественного интереса к этой теме. Различные этнические культуры целесообразно рассматривать в исторической динамике. Говоря о культуре питания определенной этнографической группы, нельзя не затронуть вопросы адаптации и основные составляющие традиционных систем питания. Традиционные системы питания постепенно исчезают. Вместе с тем экологическое поведение этноса по-прежнему во многом связано с его пищевыми традициями и определяется его экономической и культурной деятельностью. Таким образом, пища и культура питания изучаются с разных точек зрения: исторической, социологической, психоаналитической, этнографической. Питание является частью культуры жизнеобеспечения. Оно одновременно и элемент природы, и продукт социальной деятельности. Особенности питания влияют на биологическую специфику человека. Выработка приемов получения, хранения, приготовления и употребления пищи - процесс, происходящий в сфере материальной культуры, но структура и характер трапезы не могут быть поняты вне мировоззренческого контекста и духовной культуры в целом. Под культурой питания мы понимаем употребление продуктов питания (добывание, приготовление) в соответствии с предписаниями, запретами и нормами, которые определяются спецификой жизнедеятельности этноса. Региональный подход позволяет выделить локальные общности культуры (локальные варианты) и культурные комплексы. В рамках исследования культуры питания используются также методические приемы полевой этнографии: как метод непосредственного наблюдения; сравнительно-лингвистический метод, позволяющий выявить характерные черты лексической группы «пища» у определенных этнических групп. Лингвистические данные позволяют подтвердить устойчивость или изменчивость культуры питания локальных групп к различного рода культурным влияниям и инновациям. Важен и сравнительно-исторический метод, который дает возможность проследить трансформации локальных вариантов питания, выявить общее и особенное в питании этнографических групп. Изучение традиционной пищи как одного из самых консервативных элементов культуры позволяет реконструировать и возродить некоторые традиции питания, дает возможность провести широкие исторические сравнения и прийти к определенным выводам относительно общих и специфических элементов в системе питания народа.
|