Взаимодействие содержания и формы в композиционном пространстве
Л.Г. Медведев
Омский государственный педагогический университет, Омск, наб. Тухачевского, 14 lgmedvedev_omgpu@mail.ru
Ключевые слова: композиция, содержание и форма, замысел, конструкция, творческий процесс, гармоничность
Страницы: 211-222
Аннотация
В статье для выявления сути композиционной составляющей в изобразительном процессе анализируются базовые основы художественного произведения, а именно - взаимодействие содержания и формы в процессе становления композиции, раскрываются принципы их взаимодействия в художественном пространстве композиции, рассматриваются основные композиционные показатели в художественном изображении. Постигая композицию как последовательный процесс реализации содержательного замысла (смысла) в конкретную изобразительную форму, художник познает ее постепенно, последовательно переходя на все более высокие уровни познания. В этом беспрерывном процессе он овладевает пониманием эстетических ценностей и познанием профессиональным, связанным с особенностями реализации замысла в конкретной композиционной форме (конструкции), включающей в себя необходимые уровни изобразительных знаний, умений. Это требует от художника творческого осмысления окружающего мира и постоянного развития профессионального мастерства, связанного с совершенствованием содержательности замысла и изобразительной формы его реализации. Современные философские исследования проблем существования художественного произведения подтверждают, что в изобразительном искусстве содержание и форма существуют неразделимо в едином творческом процессе. Обусловленность формы содержанием прослеживается на всем пути становления композиции: от формирования содержательного замысла до его материального воплощения. Форма существует для выражения индивидуального содержания, его образных смыслов и значений, относительная самостоятельность формы заключается в том, что адекватная изобразительная форма всегда обогащает образный смысл содержания. Смысловое содержание произведения, выраженное в художественно-образной системе, несет в себе форму как способ отражения и познания действительности. С другой стороны, форма всегда обусловливается особенностями содержания и оформляется конкретным композиционным построением, которое является важнейшим показателем художественности произведения. Основными составляющими композиционного построения являются первостепенные принципы: соразмерность и пропорциональность; целостность и органичность формы; равновесие и ритм; единство и аналогия; контраст и нюанс; масштабность и пластичность; симметрия и асимметрия. Вполне очевидно, что описанные композиционные составляющие могут рассматриваться и в другом порядке, однако это не умаляет их функциональной значимости в художественном произведении. Важно помнить, что взаимодействие содержания и формы в художественном произведении невозможно без творческого осмысления основных принципов композиционного построения.
|