Конструирование человека как актуальная проблема экологического образования
Т.Н. Кетова
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6/8 tatiana.ketova@gmail.com
Ключевые слова: экологическое образование, антропологическая трансформация, идентичность, трансгуманизм, постчеловек, биоэтика
Страницы: 149-158
Аннотация
В статье исследуется проблема трансформаций человека в связи с появлением реальных возможностей изменения его биологической природы. В ХХ-ХХI вв. человек становится объектом технического, биохимического и генетического дизайна и подвергается опасности утраты идентичности. Цель экологического образования и воспитания заключается в формировании ценностного отношения к человеку как биосоциальной целостности. Потребности человека имеют тенденцию к динамическому развитию, и поэтому проблема пределов существования человека становится особенно актуальной. В ХХ-ХХI вв. идея преобразования человека переходит в сферу практического осуществления, что приводит к выработке разнообразных антропотехнических стратегий. Во второй половине ХХ в. стало очевидным развитие тенденции медикализации западного общества, что породило и другую тенденцию - ослабление природного здоровья человека. Человек становится объектом медицинской политики. Этические ценности подвергаются пересмотру и появляется необходимость их различного позиционирования в процессе развития биомедицины. Возникновение биоэтики можно рассматривать как ответ на вызовы техногенной цивилизации. Важными причинами динамичного развития биоэтики является необходимость осмысления достижений научно-технического прогресса в сфере биомедицины, а также расширения движения за права человека. Основные принципы биоэтики раскрывают ее экологическое содержание. В эпоху антропологических трансформаций можно выявить различные отношения к телесности. Во-первых, это отказ от субстанциальной парадигмы и замена ее функциональной, что наиболее ярко отражено в позиции трансгуманизма. Состояние постчеловека характеризуется наличием искусственного интеллекта, постоянным стремлением к модификациям и бессмертию. Другая тенденция выражается в понимании жизни как дара, который следует беречь и развивать, избегая деструкций, в результате которых человек может утратить контроль над потоком радикальных преобразований. Стремление к духовной и телесной целостности человека в экологической перспективе не исключает потребности в сохранении физического и психического здоровья, используя достижения науки и техники. Цель биоэтики состоит не только в рациональном анализе нравственных проблем биомедицины, но и в стимулировании широкого обсуждения всех ценностных аспектов существования живой природы. Биоэтика приобретает статус социального института современного общества, что определяет важность ее преподавания не только в медицинских вузах, но и включение ее элементов в систему высшего гуманитарного образования.
|