Концептуальные основания философии образования
В.А. Мукин
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 428015, Чебоксары, Московский пр-т, 15 mukin-va@yandex.ru
Ключевые слова: социализация, культура, концепт, самоорганизующиеся социальные институции, педагогическая методология, образовательная картина мира, педагогическое взаимодействие
Страницы: 100-113
Аннотация
Автор обосновывает необходимость исследования философии образования как отдельной дисциплины, сферы знания и мыслетворения со своим объектом и предметом исследования. На основе сформулированного социально-философского подхода к проблеме образования, использования его культурологического содержания показано, что философский аспект рассматриваемой проблематики проистекает на пересечении образовательной картины мира и системы образования, нацеленной на формирование личностных качеств человека. Определен принцип формирования самоорганизующихся социальных институций. Объектом нашего научного интереса является философия образования, а предметом исследования - ее концептуальные основания, отражающие социальные процессы становления и формирования человеческих качеств, в частности таких, как мышление и осмысленная деятельность. Цель исследования - выявить концептуальные основания философии образования, необходимые для осмысления личностных качеств субъектов образования в социокультурном пространстве России. Реализация данной цели требует решения следующих задач: выявление онтологической сущности философии образования; гносеологической состоятельности философии образования; аксиологической целесообразности философии образования. Философия образования - один из основных мыслительных алгоритмов обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Она служит своеобразным мыслительным «инструментом» для научно-философского анализа, социального проектирования и решения проблем, связанных с этой сферой человеческой деятельности. Более того, современная философия образования, расширяя круг рассматриваемых вопросов и обновляя свою собственную сущность, выдвигает новые ориентиры для реорганизации системы образования, артикулирует новые ценностные идеалы и основания новых проектов образовательных систем и новых направлений педагогической мысли. Сущность философии образования во многом раскрывается в ходе системной оценки динамики развития образования. Образование по отношению к человеку рассматривается как процесс, как состояние и как потенциал для реализации. Очевидно, что образование как процесс обусловлено тем, что имеет «временную развертку» взаимодействия своих системных элементов с идеями, отражающими механизмы и алгоритмы его развития. Бесспорно то, что состояние образования и отношение к нему со стороны представителей общества однозначно отражают социокультурное положение в нем. Что касается потенциала для реализации, образование все больше приобретает характер одной из тех сфер жизнедеятельности общества, которые обеспечивают качественные изменения и предопределяют его будущее устройство. Следовательно, социокультурный потенциал служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры «по трем точкам»: прошлое - настоящее - будущее. Системная оценка динамики развития образования возможна в контексте функционального анализа общей философии по отношению к образованию. Именно функции философии отражают возможность философии образования при непременном развитии содержания образования и структуральном изменении его в сторону социальной эффективности.
|