Об онтологии и эпистемологии форсайтов В«Образование 2030» и В«Компетенции 2030»
Д.В. Евзрезов, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 etracker@gmail.com
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология, компетенции
Страницы: 74-99
Аннотация
Форсайт «Компетенции 2030» дополняет и расширяет форсайт «Образование 2030», поскольку связывает образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику. Центральной идеей разработчиков форсайта «Компетенции 2030» является запуск развития новой экономики посредством обучения специалистов новой формации, в первую очередь инженеров-управленцев. Современный форсайт - это комплексный метод анализа, экспертизы, оценивания, проектирования и реализации социального будущего, а также рефлексивного сопровождения подобных проектов. Форсайт специально предназначен для прогнозирования и управления в условиях глобализации. Логика форсайта неизбежно приводит к необходимости развития «прикладной онтологии» как механизма трансформации картины мира и мировоззрения в направлении конструируемого форсайт-будущего. При этом «прикладная онтология» не есть онтология окружающего мира, а исключительно онтология искусственно сконструированных первичных идеальных объектов в некоторой предметной области, в нашем случае в области компьютерных и коммуникационных технологий в сфере образования. По мнению одного из разработчиков форсайта «Образование 2030», «форсайт не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем». В этом утверждении подчеркивается значительное отличие форсайт-подхода от стратегического планирования. Одной из особенностей форсайт-подхода в отличие от стратегического планирования является то, что в контексте форсайта необходимо в явном виде анализировать основы онтологии прогнозируемого (проектируемого) будущего, поскольку в рамках подобных конструктов онтологическая картина не просто трансформируется, но трансформируется осознанно и, возможно, целенаправленно. Проекты форсайт «Образование 2030» и «Компетенции 2030» стремятся сформулировать якобы бесспорный тезис об актуальной необходимости изменения существующего образования на всех его уровнях. Однако при этом авторы проекта не различают административные и экономические причины изменений и внутреннее проблемное содержание образования. Решение вопроса реформирования современного отечественного образования требует непрерывного учета соотношения рациональности в ее формах диалектического и метафизического подходов к формированию научного мышления. При этом онтологические свойства рациональности (как компетенции) зависят от видов общества.
|