Модернизация российского общества: комплексный подход к реформе образования
В.В. Петров
Новосибирский государственный университет, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2 v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: общество знания, система образования, модернизация, подготовка кадров, принятие решений, образовательная политика
Страницы: 64-73
Аннотация
Реформы, произошедшие в российском обществе на рубеже XX-XXI вв., оказали сильнейшее влияние на систему отечественного образования. В результате коренного слома прежних традиций система отечественного образования превратилась из системообразующего института, формирующего граждан страны, в рядовую услугу. Существенное сокращение бюджетного финансирования привело к тому, что высшие учебные заведения оказалась на грани выживания и были вынуждены увеличивать количество студентов, обучающихся на платной основе. Такая политика привела к снижению уровня качественной подготовки и перепроизводству выпускаемых специалистов. Численность мест для абитуриентов в вузах превысила количество выпускников средних школ, что привело к отсутствию конкурсного отбора на различные специальности в отдельных вузах. Соответственно, отсутствие конкурса среди абитуриентов привело к снижению качества подготовки выпускника средней школы. Для решения возникших проблем необходим комплексный подход к реформе системы образования, который позволит учитывать интересы не только средней и высшей школы, но и российского общества в целом. Необходимо провести тщательную экспертную оценку деятельности вузов и просчитать возможные риски с привлечением высококвалифицированных специалистов из числа представителей российского научно-образовательного сообщества. Одним из основных критериев оценки успешности высшего учебного заведения должна стать степень востребованности выпускника на рынке труда. Результаты взвешенного, серьезного, тщательного анализа оценки эффективности действия, проведенного ведущими специалистами, позволит оптимизировать систему высшего образования за счет сокращения количества неэффективных вузов. В свою очередь, сокращение числа вузов и пересмотр вступительных критериев вступительных экзаменов, с одной стороны, может привести к увеличению конкурса среди абитуриентов и позволит поднять уровень подготовки выпускников средних учебных заведений, а с другой - вузы получат возможность производить отбор потенциальных студентов, действительно нацеленных на дальнейшее обучение, а не только на получение диплома о высшем образовании. Кроме того, высвободившееся в результате сокращения бюджетное финансирование окажется возможным направить на возрождение сети учреждений среднего специального и профессионального образования, что позволит поднять общую (базовую) грамотность общества в целом. Такие меры могут положительно сказаться на повышении уровня подготовки высококвалифицированных кадров в России, что является необходимым условием эффективной модернизации при формировании экономики, основанной на знаниях.
|