Интеграция высшего образования в Западной Европе: болонский процесс и его позитивные факторы
С.А. Зубарева1,2
1Красноярский государственный аграрный университет, 662972 Железногорcк abreik@mail.ru 2Сибирская пожарно-спасательная академия, 660049, Красноярск
Ключевые слова: Западноевропейская интеграция, Болонский процесс, высшее образование, интернационализация образования, позитивные факторы интеграции высшего образования в Западной Европе
Страницы: 49-63
Аннотация
В статье рассматривается проблема интеграции российского высшего профессионального образования в образовательное пространство Западной Европы, анализируются факторы, способствующие успешной интеграции высшего образования в Западной Европе. Сущность проблемы сводится к трудностям трансформации российского образования, связанным с вступлением в процессы интеграции, происходящие в системе образования под эгидой Болонского процесса. Статья состоит из трех частей, начинается с введения, в котором раскрывается сущность Болонского процесса на современном этапе интеграции. Далее рассматриваются позитивные факторы, способствующие успешной интеграции высшего профессионального образования, заканчивается статья выводами, имеющими в своей основе объективный характер, тесно связанный с процессами глобализации и европейской интеграции. В основной части статьи приводится аргументация в пользу Болонского процесса: во-первых, понимание организаторами Болонского процесса того, что сближение систем образования, согласование принципов обучения, учебных программ - процесс направленный, системный. Во-вторых, идея выявления всего лучшего у всех и переход образования на новый качественный уровень; в-третьих, высшее профессиональное образование станет одним из лучших в мире на рынке образовательных услуг. В-четвертых, высшее образование рассматривается как общественное благо. В-пятых, желание обеспечить более тесные связи высшего образования и научно-исследовательскими институтами. В-шестых, мобильность как необходимое условие формирования общеевропейского пространства высшего образования не только в академическом и культурном плане, но и в плане политики, экономики и общественной жизни. В-седьмых, студенты как активные участники образовательного процесса должны влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях. В-восьмых, возможность вступить в академический мир на любом этапе профессиональной карьеры и с различных уровней подготовки. В-девятых, предоставление автономии вузам при их высокой ответственности. В-десятых, законодательная поддержка реализации Болонского процесса, так как во всех государствах проведены необходимые законодательные реформы, оказывается широкая помощь организациям, представляющим бизнес и социальных партнеров. В заключение автор утверждает, что Болонский процесс является современной формой интеграционного процесса западного европейского образовательного пространства, глубокой реформой высшего образования в странах, которые являются инициаторами этого процесса. Основная ценность статьи заключается в анализе нормативных документов Болонского процесса, мнений ряда экспертов в области образования, что позволило выявить несколько положительных факторов, способствующих успешной интеграции государств и их граждан в европейское образовательное пространство.
|