ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ
Р. К. Турысжанова
Институт философии и политологии МОН РК nf_danik@mail.ru
Ключевые слова: личность, воспитательно-образовательная деятельность, идеал воспитания, социальное качество, ценности
Страницы: 197-206
Аннотация
В статье показано, что образование, включающее органично воспитательную составляющую, зависящую от целей, как осознание результатов, на достижение которых направлены действия, как смыслов и идеалов жизнедеятельности общества и людей. Но ценности варьируют в пространстве культуры и историческом времени, разделяясь на конвенциональные (с социально-культурной основой) и трансцендентные (с глубинно-внутренней основой формирования отношения людей к жизни и окружающему миру). В статье подчеркнуто, что социальные качества личности несут в себе сочетание качеств аксиологических (ценностных) и функциональных (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, врожденные способности, приобретенные знания и умения, здоровье и соматический облик), то есть всех когнитивных, чувственных и физических сил индивида. Наличие всеобщих смыслов, открытых процессу осмысления и переосмысления их содержания, способствует взаимопониманию и координации усилий в достижении общих целей, совершенствуя современный процесс обучения-воспитания.
|