В статье анализируется стилевая вариация в самых ранних записях алтайского героического эпоса, опубликованных В.В. Радловым. Учитывать ее крайне важно при изучении национального эпического наследия и его текстологии, тенденций развития художественного стиля в целом. Анализ стилевого варьирования героических сказаний, опубликованных В.В. Радловым, позволяет характеризовать их как типичные образцы художественной фактуры устной эпической поэзии алтайцев, которые сохранили свою значимость и сегодня.
В статье в историко-типологическом плане описаны древнейшие мифологические сюжеты хакасских мифов о первотворении. Объектом исследования являются образы птиц-демиургов, стоявших, по представлениям древних хакасов, у истоков мироздания. Рассматриваются отдельные мифологические сюжеты о двух утках, впоследствии разделивших мир. Прослеживается процесс формирования сюжета мифов о первотворении. Выявляются черты мифов о первотворении, обусловленные общими историко-генетическими корнями.
В статье анализируются подходы к изучению пословиц в современной лингвистике и фольклористике: функциональный, структурно-семиотический, когнитивный и лингвокультурологический. Выбрав в качестве главного структурный подход, автор представляет свое понимание пословицы как текста, имеющего несколько уровней (ритмико-звуковой, лексический, грамматический, синтаксический и смысловой). Исследователь считает, что в изучении поэтики пословиц должны анализироваться эти функциональные уровни.
В статье на основе разнопланового материала предпринята попытка характеристики ритуальной пищи бурят. Продукты питания были включены в гостевой этикет, семейно-бытовые и религиозные обряды, использовались в магии и гадании. Ритуальная пища бурят состояла из мясных, молочных, мучных и растительных продуктов. Особое внимание в работе уделено раскрытию семантики и символики обрядовой пищи бурят.
Целью статьи является анализ основных тенденций развития современного искусства и народных промыслов Сибири в контексте этнической мобилизации через обращение к древним художественным образам и традициям. Особый акцент сделан на наиболее эффективно развивающемся направлении, которое определяется синтезом художественных традиций разных народов и эпох. Это направление тесно связано с проблемой освоения культурного пространства Сибири. Основой исследования являются авторские полевые материалы.
В статье на основе анализа норм обычного права и поведенческой культуры освещается комплекс представлений агинских бурят о достойно прожитой жизни и взаимосвязанных с ними воззрениями на «идеал» и счастье человека. Статья основана на полевых материалах автора.
Статья посвящена И. Ирмесу, военнопленному, уроженцу Западной Европы, который в результате перипетий судьбы попал в Сибирь на службу русскому царю. Однако не все иностранцы могли адекватно адаптироваться в стране с иной культурой и менталитетом. Замыслы его были обречены.
Реализуя системный подход к описанию евразийской цивилизационной общности народов, авторы предлагают дифференцировать в ее составе Внутреннюю Евразию с локусом в Саяно-Алтайском горном регионе с прилегающими к нему равнинами и Внешнюю Евразию, включающую окраинные цивилизации материка. Внутренняя Евразия рассматривается как ядро евразийской ойкумены, определяющее динамику евразийской цивилизации как целого и формирование фундаментальной общности ее ценностей-констант.
Абрамова М.А., Гончарова Г.С.
Ключевые слова: антропоток, миграционные и демографические процессы в Республике Саха (Якутия), этно- и социооптимизм, адаптация.
Страницы: 95-99
В статье анализируются современные тенденции, характерные для морфологического (миграция и демография) и квалификационного компонентов антропотока Республики Саха (Якутия). На основе данных социально-психологического опроса учащейся молодежи Якутии изучаются предпочитаемый тип поселения, потенциальная миграция, а также этно- и социооптимизм и пессимизм молодежи как факторы, влияющие на формирование адаптивной и дезадаптивной моделей поведения.
Статья посвящена роли этнических границ в региональном межэтническом сообществе Республики Хакасия. В качестве наиболее значимых параметров членства в региональном сообществе выделяются следующие: любовь к малой родине, исторический опыт межэтнического сотрудничества и символический ресурс русских и хакасов в конституировании регионального гражданского сообщества. Делается вывод о том, что этнические границы выполняют в региональном сообществе Республики Хакасия двойную роль: с одной стороны, поддерживают межэтнический баланс в отношениях двух наиболее крупных этнических групп населения Хакасии, а с другой – обозначают границу между коренным населением и приезжими мигрантами.