Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 3

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ И ПОИСК ПУТЕЙ ВЫСТРАИВАНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕКТОРА (социокультурный подход)

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: антропосоциоцентризм, эпистемология, образовательные парадигмы: государственная, научная, производственная, социокультурная, семейная, информационно-коммуникативная, непрерывная, anthropo-socio-centrism, epistemology, educational paradigms: state, scientific, industrial, socio-cultural, family, information-communicative, continuing
Страницы: 38-50
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена поиском путей выстраивания нового образовательного вектора, зависимого от влияния государственной, научной, производственной, культурной, семейной, информационно-коммуникативной образовательных парадигм. В условиях смены научных мировоззрений, социальных приоритетов и нового социального заказа на образование проблемой является определение мировоззренческой матрицы стихийно формирующегося образования, для чего необходима исходная концептуальная схема или модель, возможная при интеграции перечисленных образовательных «первообразов» или при принципиально новой концептуальной схеме, в основу которой будет заложен социокультурный логический конструкт. Сегодня приоритет культурно-образовательной парадигмы обоснован тем, что, образование и культура - единый социальный институт с доминированием образования. Автор использует эпистемологический метод для рефлексии структур знания об уже состоявшихся и формирующихся образовательных парадигмах. Особого внимания заслуживает этот метод для осмысления культурного потенциала, поскольку диапазон возможностей будущего специалиста будет зависеть от умелого совершенства в перечисленных парадигмах и других универсально-образовательных сферах будущего. Это особенно актуально в последние десятилетия и требует целостного подхода всего спектра социальных наук с интегрированием их достижений философской мыслью. В статье обсуждаются «работающие» в сфере образования парадигмы, их необходимость, исключительность и значимость, степень связи (жесткая, сильная, слабая) с образованием. Автор данной статьи делает попытку ответить на вопрос: существует ли необходимость создания единой образовательной парадигмы или предпочтительнее каждой развиваться и совершенствоваться автономно или есть возможность их гармоничного сочетания? Данное положение, каким бы дискуссионным оно ни представлялось, во многом связано с социокультурными особенностями российского общественно-исторического устройства. И нестандартно формируемое образование будущего уже сейчас связано с условиями современной социокультурной ситуации.

DOI: 10.15372/PHE20170304
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину