Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СССР И НОВЫЕ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

М.А. Абрамова1,2, И.Л. Назарова3, А.Н. Неустроева4
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
marika24@yandex.ru
2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090
3Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Ленина, 1, Якутск, Россия, 677000
saks_i@mail.ru
4Северо-Восточный федеральный университет, пр. Ленина, 2, Якутск, Россия, 677000
annette2001@yandex.ru
Ключевые слова: взаимодействие учреждений науки и образования, модели университетов, федеральный университет, система образования в СССР и России, interaction of the institutions of science and education, models of universities, Federal University, the educational system in the USSR and Russia
Страницы: 23-29
Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме выявления тенденций развития высшего образования в России, в частности - реализации инновационных проектов по внедрению в регионах Сибири и Дальнего Востока моделей исследовательского и федерального университетов. Анализ первых результатов внедрения новых типов университетов показал, что основное внимание при реализации моделей федерального и исследовательского университетов уделено интеграции образования и науки. Вузы, имевшие в качестве предпосылки историю длительного сотрудничества с организациями РАН, на первых этапах получили карт-бланш. Однако в условиях набравшей силу реформы данной структуры и создания ФАНО процесс интеграции стал проходить болезненно в связи с попытками одновременного решения вопросов развития университетов и трансформации научных учреждений. Историографический анализ примера становления научного центра РАН и развития университета в Якутии показал, что взаимодействие данных организаций в ХХ в. позволило не только решить проблему подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, освоения природных ресурсов Дальнего Востока России, но и заложить фундамент для реализации модели федерального университета в современных условиях.

DOI: 10.15372/PHE20150602